2013

Пятница, 15 Ноябрь 2013

Рекомендации методиста - Дифференцированные игры

Дифференцированные игры с включением разных форм двигательной активности для детского сада и семьи

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра — проводник между взрослыми и дошкольниками. Игра развивает детей физически и умственно. В процессе игровой деятельности решаются задачи общения со взрослыми и сверстниками, удовлетворяется потребность ребёнка в речевой активности, расширяется словарный запас, совершенствуется мелкая моторика, координация движений. В ходе игры воспитываются такие черты характера ребёнка, как целеустремлённость, активность и коммуникабельность.
На протяжении дошкольного детства игры обогащаются, изменяются с учётом возраста детей и их индивидуальных особенностей.
По данным исследований, в последние годы у воспитанников детских садов значительно снижена двигательная и речевая активность. Чтобы решить эту проблему, необходимо включать в традиционную игру разные виды двигательной активности. Таким образом, педагоги решат большой круг задач:
-по развитию у детей движений;
-воспитанию физических и нравственно-волевых качеств;
-развитию речи, звукопроизношения;
-формированию математических представлений;
-развитию памяти, внимания.
Многие подвижные игры и игровые упражнения существуют давно, но время вносит изменения в их сюжеты и наполняет новым содержанием. Игры обогащаются, совершенствуются и создаются новые. Педагоги ДОУ разрабатывают и апробируют варианты дифференцированных игр с включением разных форм двигательной активности, способствующих разностороннему развитию ребёнка на протяжении всего дошкольного периода. Наиболее актуально применение данных игр в старшем дошкольном возрасте.
Рассмотрим подробнее дифференцированные игры для детей младшего дошкольного возраста. Они могут применяться как в непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми в различных видах деятельности, так и в режимных моментах. Данные игры могут включаться в непосредственно организованную деятельность по формированию элементарных математических представлений, представлений об окружающем мире и развитию речи, в соответствии с решаемыми двигательными задачами.
Игры подбираются с учётом лексической темы недели, которая отражается в календарно-тематическом плане ДОУ:
-одна игра в неделю по лексической теме;
-одна игра по развитию элементарных математических представлений;
-одна игра по развитию речи и т. д.
Ежедневно проводится одна игра, например «У кого что?» по лексической теме «Овощи-фрукты», игра «Узнай фигуру» по теме ФЭМП «Геометрические фигуры». Игры могут повторяться воспитателем для закрепления и повторения материала во второй половине дня, родителями — в выходные дни.
Данная игровая деятельность рассчитана на детей с разной степенью подвижности: низкой, средней и высокой (от малоподвижных до гиперактивных). Но даже в играх с низкой двигательной активностью у воспитанников формируется потребность в двигательной активности, совершенствуется ориентировка в пространстве, развивается общая моторика и координация, обогащается двигательный опыт, развивается скорость реакции.
Эффективность данной работы значительно повышается при сотрудничестве с родителями. Многие годы в нашей стране общественное воспитание считалось приоритетнее семейного в развитии личности ребёнка. Современная педагогика доказала актуальность и приоритетность семьи в воспитании ребёнка. Именно с помощью родителей дети усваивают нормы поведения, определённые знания, основы национальной и общей культуры. Воспитание и образование в семье органично переплетается с жизнью в среде самых близких и значимых людей.
Поэтому дифференцированные игры могут применяться родителями в их домашних условиях. Варианты игр для семьи и дома различаются, в первую очередь используемым оборудованием. Материальное оснащение для игры дома подбирается из подручного материала: лент, шарфов, книг, пластиковых бутылок, стульев и т. д.
Например, в игре «Узнай и покажи» в детском саду воспитатель показывает картинки или музыкальные инструменты и предлагает выложить их форму из скакалок. Дети выкладывают дудочку — длинную трубочку, барабан — круг, балалайку — треугольник, гармошку — прямоугольник. В этой же игре дома мама предлагает посмотреть на картинки музыкальных инструментов и выложить их форму из поясов, шарфов.
В этой же игре в детском саду дети ползут по гимнастической скамейке на четвереньках (по мостику), спускаются с нее, идут, наступая на мягкие модули (по кочкам), затем разбегаются по залу в поисках музыкальных инструментов. Для проведения игры дома подойдут диван и мягкие диванные подушки.
В процессе игры «Послушные машины» в ДОУ дети совместно с воспитателем выкладывают грузовую машину из модулей по образцу. В этой же игре дома ребёнок совместно со взрослым собирает машину из конструктора.
Игры для детского сада и дома различаются также и условиями их организации. Проведение игр дома зависит от обстоятельств, например занятости мамы. Если она готовит обед, то может поиграть с ребёнком в игру «Хозяин и хозяюшка», используя настоящие овощи, посуду и т. д.
Благодаря вариативности игр, удаётся решать задачи всестороннего развития воспитанников, как в дошкольном учреждении, так и в семье; непрерывности образовательного процесса; создания благоприятной атмосферы, сплочения семьи посредством совместных игр; установления доверительных отношений между педагогами ДОУ и родителями детей.
Проведение игр с детьми в домашних условиях требует определённой подготовки родителей. Поэтому лучшей формой обучения родителей игровым способам и приёмам обучения детей, являются семинары-практикумы, тренинги, памятки.
Приобщать семью к образовательному процессу в детском саду необходимо, т. к. родители несут ответственность за воспитание ребёнка, им необходимо осознавать свою роль в его воспитании и развитии. Кроме того, участие в мероприятиях ДОУ позволяет родителям адекватно оценивать психофизическое развитие своего ребёнка.
Критериями эффективности сотрудничества педагогов и родителей являются проявление интереса родителей к совместной деятельности, вопросы к педагогам, транслирование собственного опыта игрового воспитания, обучения, оздоровления детей.
Таким образом, данные игры помогают воспитанникам наилучшим образом усвоить материал, предложенный в детском саду, и способствуют поддержанию тёплых внутрисемейных отношений. Но самое главное — регулярное общение родителей с детьми доставляет всем большую радость.

000

Приложение

Примеры дифференцированных игр с включением разных форм двигательной активности детей старшего дошкольного возраста для детского сада и семьи

Игра «Хозяин и хозяюшка»
Первый вариант: низкая степень подвижности

Образовательные задачи:
-активизация использования имён существительных и прилагательных по теме «Обувь, посуда»;
-закрепление знаний размера, цвета и формы предметов;
-развитие слухового восприятия и внимания.

Задачи двигательной активности:
-формирование у детей потребности в двигательной активности;
-обогащение двигательного опыта воспитанников;
-закрепление умения самостоятельно использовать знакомые движения в игре;
-развитие ориентировки в пространстве.
Оборудование: обувь разных размеров для разных сезонов, детская посуда.

Содержание игры для детского сада:
Воспитатель:
-Сегодня мы с вами поиграем в радушных хозяев, которые готовятся к приходу гостей. Мальчики, как вы с папой помогаете дома маме и бабушке?
Дети:
-Подметаем пол, моем посуду, поливаем цветы.
Воспитатель:
-Девочки, что делает ваша мама, чтобы в доме было всегда тепло и уютно?
Дети:
-Готовит вкусную еду, наводит порядок, чистоту, украшает дом.
Воспитатель:
-Мальчики, перед вами на ковре разложены разные виды обуви для мальчиков и девочек. Вы должны разобрать обувь по парам по порядку: сначала самую маленькую, потом больше и т. д.
-Девочки, а вы должны накрыть стол к чаепитию. На столе расставлена посуда, выбирайте нужные предметы и сервируйте стол к чаю.

Содержание игры для дома:
Ребёнку предлагается навести порядок к приходу гостей и расставить обувь по размеру от самой большой (папиной, дедушкиной, маминой, бабушкиной) до самой маленькой (сестры, брата или самого ребёнка). Ребёнок сравнивает обувь и называет её. Также ему предлагается примерить обувь родителей и пройтись в ней по комнате: мальчику в папиных ботинках, а девочке в маминых. Родители помогают детям, затем проводят беседу: удобно ли было ходить, почему.
Второй вариант: средняя степень подвижности

Образовательные задачи:
-активизация использования имён существительных и прилагательных по теме «Овощи и фрукты»;
-поддерживание интереса у мальчиков и девочек к отдельным овощам и фруктам, поощрение индивидуального вкуса;
-развитие слухового восприятия и внимания.
Задачи двигательной активности:
-формирование у детей потребности в двигательной активности;
-закрепление у воспитанников умения бегать по ограниченной площади;
-развитие чувства равновесия и ловкости;
-совершенствование ориентировки в пространстве.
Оборудование: обручи, мягкие муляжи фруктов и овощей.

Содержание игры для детского сада:

Воспитатель:
-Мы с вами навели порядок, а теперь отправимся в магазин за покупками. Кто в вашей семье покупает овощи?
Дети:
-Мама или папа.
Воспитатель:
-А кто носит тяжёлые сумки из магазина?
Дети:
-Папа.
Дети делятся на две команды и выстраиваются за линией. Напротив каждой команды на другом конце зала лежат два обруча. В каждом находятся овощи и фрукты. По сигналу педагога дети бегут к обручу и берут: мальчики по одному овощу, девочки по одному фрукту. Затем возвращаются, складывают овощи и фрукты в корзины и встают в конец команды. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием.
Далее каждый ребёнок называет свой фрукт, овощ и говорит, какое угощение можно из него приготовить.

Содержание игры для дома:

Находясь в комнате, ребёнок с помощью папы (бабушки или дедушки) берёт из корзины один чистый овощ или фрукт, называет его и бегом относит его к маме на кухню. Возвращается в комнату прыжками на двух ногах и выполняет следующее задание. Игра продолжается до тех пор, пока в корзине не заканчиваются овощи и фрукты. Мама с ребёнком на кухне уточняет, какие блюда готовят из овощей (супы, салаты) и фруктов (компоты, соки, варенье).

Третий вариант: высокая степень подвижности

Образовательные задачи:
-активизация использования имён существительных и прилагательных по теме «Продукты»;
-закрепление знаний формы предметов с учётом приоритетов во вкусах мальчиков и девочек;
-развитие слухового восприятия и внимания.
Задачи двигательной активности:
-совершенствование умения детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперёд, бегать «змейкой»;
-совершенствование умения менять движения;
-развитие чувства равновесия, ловкости.
Оборудование: обручи, наборы треугольников, квадратов, гимнастические скамейки, кегли.

Содержание игры для детского сада:

Воспитатель:
-Мы с вами навели порядок в квартире, купили продукты для гостей, а сейчас приготовим бутерброды.
Дети делятся на две команды и выстраиваются за линией. Напротив каждой команды на другом конце зала лежат два обруча. В каждом обруче по набору кругов и квадратов. По сигналу педагога дети сначала преодолевают полосу препятствий: идут по мягким модулям, обегают кегли, прыгают до обруча, мальчики берут квадраты, девочки круги («бутерброды») и прыгают с ними до финиша, обеденного стола, выкладывают «бутерброды» (круги, квадраты) на блюдо. Побеждает команда, которая быстрее закончит эстафету. Затем каждый ребёнок рассказывает, какой «бутерброд» он приготовил для гостей.

Содержание игры для дома:

Мама с ребёнком сервирует стол блюдцами к приходу гостей и предлагает угощаться фруктами. Ребёнок, огибая препятствия из стульев «змейкой», которые стоят в комнате, приносит по одному фрукту на блюдце для каждого гостя. Ребёнок должен назвать размер, цвет, вкус каждого фрукта, сказать кого из гостей он хотел бы угостить. В качестве гостей могут быть игрушк

Игра «Узнай и покажи»
Первый вариант: низкая степень подвижности

Образовательные задачи:
-активизация словаря по лексической теме «Музыкальные инструменты»;
-развитие неречевого слуха;
-развитие слухового внимания;
-закрепление знания геометрических форм.
Задачи двигательной активности:
-знакомство детей с видом ходьбы «ноги по широкой дорожке»;
-обучение выполнению движений разных видов;
-развитие мелкой моторики.
Оборудование: скакалки, музыкальные инструменты.

Содержание игры для детского сада:

Дети идут, широко расставив ноги по обе стороны дорожки, которая выложена на полу из скакалок или верёвки. В конце дорожки воспитатель раздаёт каждой команде детей из трёх человек картинки с изображением музыкальных инструментов и предлагает выложить их по форме из скакалок. Дети разбирают скакалки, лежащие на полу, и выкладывают дудочку-длинную трубочку, барабан-кружок, гармошку-прямоугольник, балалайку-треугольник. После этого они бегут к воспитателю, отдают свои картинки педагогу и говорят название своего музыкального инструмента. Затем дети встают в круг и слушают фонограмму. Если играет дудочка, они идут на носочках, если барабан-маршируют, если балалайка-идут на пятках, а если гармошка-идут шагом с притопом.

Содержание игры для дома:

На полу из лент (поясов) выложена дорожка. Ребёнок идёт, широко расставив ноги по обе стороны дорожки. В конце дорожки лежат картинки с изображением музыкальных инструментов. Мама предлагает выложить их форму из лент, поясов. Ребёнок выкладывает дудочку-длинную трубочку, барабан-кружок, гармошку-прямоугольник, балалайку-треугольник. После этого он подбегает к маме, отдаёт свою картинку и говорит название своего музыкального инструмента. Затем мама показывает музыкальный инструмент, а ребёнок выполняет движения: если дудочка, он идёт на носочках, если барабан-марширует, если балалайка-идёт на пятках, а если гармошка-идёт шагом с притопом.

Второй вариант: средняя степень подвижности

Образовательные задачи:
-обучение умению различать громкое и тихое звучание;
-обучение выполнению инструкции;
-развитие неречевого слуха.
Задачи двигательной активности:
-тренировка умения в прыжках на двух ногах приземляться на носки;
-тренировка в лёгком беге на носочках змейкой, не задевая предметы.
Оборудование: кубики.

Содержание игры для детского сада:

На полу лежат кубики. Дети прислушиваются к звучанию фонограммы музыкальных инструментов. Если музыкальный инструмент (барабан, гармошка) звучит громко, дети прыгают через кубики. Если музыкальный инструмент (дудочка, балалайка) звучит тихо, то дети бегут на носочках змейкой между кубиками.

Содержание игры для дома:

На полу лежат кубики. Дети прислушиваются к звучанию музыки. Если музыка звучит громко, дети прыгают через кубики. Если музыка звучит тихо, то дети бегут на носочках змейкой между кубиками.

Третий вариант: высокая степень подвижности

Образовательные задачи:
-развитие слухового внимания;
-развитие слуховой памяти;
-обогащение словаря.
Задачи двигательной активности:
-тренировка в ползании по гимнастической скамейке на четвереньках;
-тренировка в ходьбе с применением мягких модулей.
Оборудование: гимнастическая скамейка, мягкие модули, музыкальные инструменты.

Содержание игры для детского сада:

Воспитатель рассказывает детям сказку:
-Медведь, лиса, заяц и волк очень любили в лесу играть на музыкальных инструментах. Медведь - на барабане, лиса - на балалайке, заяц - на дудочке, а волк — на гармошке. Решили они создать оркестр, но растеряли по лесу свои музыкальные инструменты.
-Ребята, давайте поможем им найти инструменты.
Дети надевают шапочки животных. По залу расставлены мягкие модули, на которых лежат музыкальные инструменты. Каждый воспитанник должен найти свой инструмент.
Дети ползут по гимнастической скамейке на четвереньках (мостик), спускаются с нее, идут, наступая на мягкие модули (по кочкам), затем разбегаются по залу в поисках своих инструментов. Потом с найденными музыкальными инструментами дети встают в круг, играют и танцуют.

Содержание игры для дома:

Мама рассказывает ребёнку сказку:
-Медведь, лиса, заяц и волк очень любили в лесу играть на музыкальных инструментах. Медведь - на барабане, лиса - на балалайке, заяц - на дудочке, а волк — на гармошке. Решили они создать оркестр, но растеряли по лесу свои музыкальные инструменты.
Мама предлагает помочь животным найти их инструменты, которые заранее раскладываются по комнате. Ребёнок выполняет движения — ползет по мостику, идет по кочкам, находит все инструменты и рассказывает маме, кто на каком инструменте будет играть в оркестре.

Игра «Послушные машины»
Первый вариант: низкая степень подвижности

Образовательные задачи:
-повторение частей машины (кабина, кузов, колёса и т.д.) и правил дорожного движения;
-развитие зрительного восприятия (геометрические формы, цвета), слухового и зрительного внимания, фразовой речи;
-закрепление употребления предлога «на».
Задачи двигательной активности:
-развитие координации;
-общей двигательной моторики;
-умения двигаться в разном темпе (быстро, медленно), переходить быстро от одного движения к другому.
Оборудование: образец грузовой машины из геометрических форм разного цвета, спортивные модули, три флажка (красный, жёлтый, зелёный), рули из картона.

Содержание игры для детского сада:

Дети вместе с воспитателем рассматривают грузовую машину, изображённую на картинке.
Воспитатель:
-Какие бывают машины? На какую фигуру похожа кабина? Какого она цвета? На какую фигуру похож кузов? Какого он цвета? Колесо? Руль?
Дети называют и показывают соответствующую фигуру, выбирая её из модулей, называют цвет. Затем выкладывают грузовую машину из геометрических фигур, модулей по образцу.
Воспитатель:
-Автомобиль может ездить сам? Кто им управляет?
Дети:
-Шофёр.
Воспитатель:
-Чтобы ездить по улицам и ни с кем не сталкиваться, что необходимо знать шофёру?
Дети:
-Надо знать правила дорожного движения.
Воспитатель:
-Сейчас я подпрыгну, повернусь, в светофор превращусь!
-Я буду показывать флажками сигналы: на красный сигнал машины стоят, на жёлтый - ждут, а на зелёный — едут, а вы превратитесь в «послушные машины» и будете выполнять мои сигналы.
Дети берут рули, выстраиваются по кругу друг за другом.
Воспитатель:
-Девочки и мальчики, подпрыгните и повернитесь, в «послушные машины» превратитесь!
Дети едут друг за другом выполняя команды по сигналам флажка. Педагог подводит итог, какой из водителей самый внимательный и чья машина самая послушная.
Воспитатель:
-Мальчики и девочки, подпрыгните, повернитесь и в детишек превратитесь.

Содержание игры для дома:

Ребёнок со взрослым рассматривают грузовую машину, изображённую на картинке.
Взрослый:
-Какие бывают машины? На какую фигуру похожа кабина? Какого она цвета? На какую фигуру похож кузов? Какого он цвета? Колесо? Руль?
Ребёнок называет и показывает соответствующую фигуру, называют цвет. Затем выкладывает грузовую машину из геометрических фигур по образцу.
Взрослый:
-Автомобиль может ездить сам? Кто им управляет?
Ребёнок:
-Шофёр.
Взрослый:
-Чтобы ездить по улицам и ни с кем не сталкиваться, что необходимо знать шофёру?
Ребёнок:
-Надо знать правила дорожного движения.
Взрослый:
-Сейчас я подпрыгну, повернусь, в светофор превращусь!
-Я буду показывать флажками (платочком) сигналы: на красный сигнал машина стоит, на жёлтый - ждёт, а на зелёный — едет, а ты превратишься в «послушную машину» и будешь выполнять мои сигналы.
Взрослый:
-Мой сынок (дочка), подпрыгни, повернись и в «послушную машину» превратись!
Ребёнок превращается в машину, игра начинается. Ребёнок бежит по комнате, выполняет команды. Взрослый хвалит ребёнка за внимательность, за соблюдение правил дорожного движения.

Второй вариант: средняя степень подвижности

Образовательные задачи:
-повторение частей машины (кабина, кузов, колёса и т.д.) и правил дорожного движения;
-развитие восприятия пространственных отношений: лево, право, вперёд, назад; темпа: быстро, медленно;
-развитие зрительного восприятия (геометрические формы, цвета), слухового и зрительного внимания;
-закрепление употребления предлога «на»;
-обучение порядковому счёту.
Задачи двигательной активности:
-развитие координации;
-общей двигательной моторики;
-формирование умения двигаться в парах, прыгать через предмет;
-умения двигаться в разном темпе (быстро, медленно), переходить быстро от одного движения к другому.
Оборудование: образец грузовой машины из геометрических форм разного цвета, спортивные модули, три флажка (красный, жёлтый, зелёный), рули из картона, кубики.

Содержание игры для детского сада:

Воспитатель:
-Сейчас я подпрыгну, повернусь, в светофор превращусь!
-Я буду показывать флажками сигналы: на красный сигнал машины стоят, на жёлтый - идут, на зелёный — бегут, а камушки -кубики надо перепрыгивать. А вы превратитесь в «послушные машины» и будете выполнять мои сигналы.
Дети берут рули, выстраиваются по кругу друг за другом.
Воспитатель:
-Девочки и мальчики, подпрыгните и повернитесь, в «послушные машины» превратитесь! «Послушные машины», по порядку рассчитайсь!
Дети рассчитываются, игра начинается. Дети едут друг за другом выполняя команды по сигналам флажка. Задание усложняется речевым сигналом: «Налево! Направо! Назад! Вперёд! Педагог подводит итог, какой из водителей самый внимательный и чья машина самая послушная.
Воспитатель:
-Мальчики и девочки, подпрыгните, повернитесь и в детишек превратитесь.

Содержание игры для дома:

Взрослый:
-Сейчас я подпрыгну, повернусь, в светофор превращусь!
-Я буду показывать флажками (платочком) сигналы: на красный сигнал машина стоит, на жёлтый — идет, на зелёный — бежит, через камушки - перепрыгивает, а ты превратишься в «послушную машину» и будешь выполнять мои сигналы.
Взрослый:
-Мой сынок (дочка), подпрыгни, повернись и в «послушную машину» превратись!
Ребёнок превращается в машину, игра начинается. Ребёнок бежит по комнате, выполняет команды. Задание усложняется речевым сигналом: «Налево! Направо! Назад! Вперёд! Взрослый хвалит ребёнка за внимательность, за соблюдение правил дорожного движения.

Третий вариант: высокая степень подвижности

Образовательные задачи:
-повторение частей машины (кабина, кузов, колёса и т.д.) и правил дорожного движения;
-развитие восприятия пространственных отношений: вверх, вниз, впереди, позади;
-обучению пониманию и различению схожих слов-действий с общей основой- «ехать» и разными приставками (про, об, с, за, по, при);
-развитие зрительного и слухового внимания, словестно-логического мышления;
-закрепление употребления предлога «на».
Задачи двигательной активности:
-обучение детей преодолению полосы препятствий;
-общей двигательной моторики, ловкости;
-умению ориентироваться в пространстве, слушать команды;
-бегу, лазанию через лесенку.
Оборудование: образец грузовой машины из геометрических форм разного цвета, спортивные модули, 6 кеглей, 2 туннеля, 2 лесенки, рисунок-план движения машины.

Содержание игры для детского сада:

Дети делятся на две команды и выстраиваются за линией. Напротив каждой команды — полоса препятствий. Дети «проезжают» между деревьями (пробегают между кеглей), «въезжают» на гору (на лесенку), «съезжают» с горы, «заезжают» в туннель (заползают и выползают в лабиринт), «объезжают» озеро (оббегают обруч) и возвращаются обратно.
Воспитатель:
-Сейчас вы превратитесь в «послушные машины» и будете преодолевать препятствия, которые встретятся на вашей дороге. Посмотрите, это карта движения машины. Какие препятствия вам необходимо будет преодолеть?
(Дети описывают, что изображено на карте, перечисляют препятствия, которые нужно преодолеть).
Воспитатель:
-Машина поехала, проехала лес, въехала на горку, съехала с горы, заехала в туннель, выехала из туннеля, объехала озеро и приехала обратно. (Показывает движение машины по карте).
-Расскажите, как будет ехать ваша машина.
(Дети повторяют инструкцию взрослого).
Воспитатель:
-Девочки и мальчики, три раза подпрыгните, повернитесь и в «послушные машины» превратитесь.
(Дети выполняют движения).
Воспитатель:
-«Послушные машины», по порядку рассчитайсь! Дети рассчитываются. По сигналу «Поехали!» начинают соревноваться. Побеждает команда, которая раньше преодолеет полосу препятствий.
Воспитатель:
-Мальчики и девочки, подпрыгните, повернитесь и в детишек превратитесь. Игра проводится 2-3 раза.

Содержание игры для дома:

Взрослый:
-Сейчас «послушная машина» будет преодолевать препятствия, которые встретятся на ей на дороге. Посмотри, это карта движения машины. Какие препятствия тебе необходимо преодолеть?
(Ребёнок рассказывает, что изображено на карте, перечисляет препятствия, которые нужно преодолеть).
Взрослый:
-Машина поехала, проехала лес, въехала на горку, съехала с горы, заехала в туннель, выехала из туннеля, объехала озеро и приехала обратно. (Показывает движение машины по карте).
-Расскажи, как будет ехать твоя машина?
(Ребёнок повторяет инструкцию взрослого. По сигналу «Поехали!» начинает двигаться. Игра повторяется 2-3 раза. В конце игры взрослый хвалит ребёнка за соблюдение правил дорожного движения и преодоление всех препятствий).
Взрослый:
-«Послушная машина», три раза подпрыгни, повернись и в сыночка (дочку) превратись!

Подробнее

Понедельник, 30 Сентябрь 2013

Рекомендации методиста - Современная модель комфортной адаптации детей в ДОУ

Всё чаще приоритетным направлением деятельности современные детские сады выбирают работу с детьми раннего возраста, которая предполагает взаимодействие с семьями настоящих и будущих воспитанников. Основной предпосылкой к этому служит стремление мам как можно быстрее выйти на работу после рождения ребёнка для продолжения профессионального роста и повышения семейного благосостояния. Сегодня многие родители хотят устроить малышей в детский сад, начиная с полутора или с двух лет, а иногда и раньше, т. к. считают, что для успешного интеллектуального и личностного становления ребёнка ему необходимо общение со сверстниками и раннее приобщение к развивающим играм и занятиям. Именно поэтому они заинтересованы в разностороннем качественном образовании для малышей, преимущественно в шаговой доступности от дома.
Наше ДОУ с 2010 года стало внедрять комплекс мер по созданию комфортных условий для успешной адаптации и социализации детей в детском саду. Осуществляется подобная деятельность в первую очередь путём повышения качества и расширения перечня дошкольных услуг для населения на всех ступенях дошкольного образования — от взаимодействия с семьями будущих воспитанников в раннем возрасте и до выпуска детей в школу. Выбрав общее приоритетное направление деятельности по созданию комфортных условий для адаптации воспитанников, наше ДОУ реализует его с учётом своей специфики и особенностей. Это позволяет раскрывать разные грани непростой проблемы адаптации детей и обобщать свой опыт среди коллег.
Понятие «Современная модель комфортной адаптации детей в ДОУ» в широком смысле нельзя трактовать только как этап первоначального привыкания воспитанника, недавно поступившего в детский сад. Адаптация ребёнка предусматривает приспособление к новой социальной среде и своей роли в ней. Каждому ребёнку приходится «социализироваться», т. е. учиться жить среди других людей. В детском саду он попадает в коллектив детей, где впервые самостоятельно, без помощи родителей вступает с ними и с другими взрослыми в межличностное взаимодействие. Ребёнок учится понимать других людей, получает первый опыт общения, который пригодится ему в школе и во взрослой жизни. Но не все дети в одинаковой мере готовы и физически, и психологически к этапу взросления. Общая задача и педагогов, и родителей — помочь ребёнку адаптироваться в детском саду как можно быстрее. Семейное воспитание способствует его разносторонней подготовке к поступлению в дошкольное учреждение (укреплению здоровья, развитию психологической самостоятельности и уверенности, развитию элементарных гигиенических навыков), а педагогический коллектив ДОУ создаёт максимально комфортные условия для пребывания, воспитания и развития ребёнка в ДОУ.
Успешная адаптация детей обеспечивается благодаря внедрению в практику работы педагогического коллектива комплекса мероприятий, отвечающим следующим требованиям:
- эффективное использование пространства ДОУ и специальной предметно-развивающей среды, способствующей полноценному развитию ребёнка, удовлетворяющей его двигательную и познавательную активность, обеспечивающей психическую и физическую безопасность воспитанников;
- формирование доверительного отношения родителей к ДОУ путём тесного взаимодействия с семьями, организованного на базе новых вариативных форм (семейных гостиных, родительских клубов и т. д.; предварительного ознакомления детей и родителей с условиями пребывания в дошкольном учреждении во время проведения Дня открытых дверей, знакомства с будущими воспитателями и специалистами, работающими с детьми раннего возраста;
- современное информирование родителей о необходимости подготовки ребёнка к поступлению в детский сад, по вопросам формирования у него познавательной активности, самостоятельности, умения общаться доступными ему средствами, а также оздоровления и физического развития в домашних условиях;
- обеспечение личностно ориентированного подхода всех специалистов ДОУ к каждой семье и каждому ребёнку на всех ступенях дошкольного образования.
Вот почему основная цель организации в ДОУ гостиной «Давайте знакомиться!» - создание инновационного образовательного пространства, обеспечивающего условия для повышения профессиональных психолого-педагогических компетенций и навыков, умений по внедрению их в практику работы для комфортной адаптации детей в ДОУ.
План работы гостиной имеет модульный принцип построения. Названия модулей отражают разные грани проблемы адаптации детей в ДОУ:
- комплекс адаптационных мероприятий в детском саду с семьями будущих и настоящих воспитанников осуществляется в вариативных формах (семинары-практикумы, турнир знатоков, социальные игры и т. д.);
- система работы ДОУ по профилактике и сохранению здоровья и физическому развитию детей в период адаптации охватывает различные мероприятия в режиме дня;
- психолого-педагогическая компетентность родителей формируется посредством активного общения специалистов и родителей;
- систематическое совместное музыкальное и художественное творчество детей и взрослых является эффективным средством комфортной адаптации;
- создание предметно-пространственной среды, способствующей комфортной адаптации детей в ДОУ — общая забота педагогов и родителей.
Детский сад — первый социальный институт, с которым контактируют родители, здесь начинается их педагогическое просвещение. Независимо от форм воспитания детей в ДОУ, квалификации педагога, не удастся достигнуть поставленной цели, если не обеспечить постоянную поддержку и активное участие родителей в образовательном процессе. Между тем от умения педагога взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность процесса формирования личности ребёнка.
Для того, чтобы узнать что ожидают родители от дошкольного учреждения, когда они только переступают его порог вместе с ребёнком, мы проводим анкетирование. Оказывается, что большая часть родителей не представляют себя в качестве участников образовательного процесса. Причём их точка зрения отражает позиции тех, кто:
- заинтересован в успешном развитии своих детей, но воспринимает детский сад как учреждение присмотра и ухода;
- на этом этапе не пытается решать задачи образования ребёнка, полностью перекладывая их на педагогический коллектив.
Не секрет, что современные родители — грамотные, образованные, высокого мнения о себе — зачастую позволяют себе неуважительное отношение к воспитателям групп, которые посещают их дети. Чтобы изменить мнение родителей, педагоги должны постоянно показывать, а то и доказывать свою компетентность в вопросах воспитания и образования детей. В свою очередь, это является хорошим стимулом для педагогов к повышению уровня образования и постоянному поиску новых приёмов и методов установления партнёрских отношений с родителями.
Не следует забывать, что взаимодействие воспитателей и родителей устанавливается не ради взаимодействия. Самое главное — дети. Ради их благополучия, полноценного развития и обучения педагоги совместно с родителями ищут новые формы сотрудничества, а иногда даже и взаимопомощи, чтобы обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Не менее важным является вопрос восприятия детьми окружающих взрослых: родителей и педагогов. Специальные задания для педагогов и родителей - «оценить себя как педагога и как родителя с детской точки зрения» и записать эти качества на лепестках ромашки, помогают создать идеальные портреты родителя и педагога.
Существует множество традиционных форм установления партнёрских отношений с родителями:
- тематические встречи с родителями, семинары, социальные игры-путешествия, конференции;
- ознакомление с условиями пребывания детей в детском саду в День открытых дверей, знакомство с образовательным процессом и разнообразием видов деятельности через «поляну игр», продуктивную и проектную деятельность, выставки детского творчества;
- оформление родительских уголков для оперативного информирования о событиях и представления информации по темам воспитания и развития детей, размещение информации, фото-коллажей на сайте ДОУ;
- индивидуальное и групповое консультирование родителей специалистами ДОУ;
- совместные мероприятия, праздники, досуги, литературные викторины, игры, путешествие в мини-музей ДОУ.
Но любая традиционная форма может иметь разные внешние проявления. Другими словами, всегда есть возможность, «не меняя основного вкуса, заключить конфетку в новую привлекательную оболочку». Опыт показывает, что доверительные отношения легче выстраиваются на ранних этапах знакомства с детским садом именно в период адаптации. Когда родители постепенно учатся отпускать ребёнка, оставлять в новых для него условиях, в коллективе с другими детьми и педагогом. И это очень благодатная почва для установления доверительных партнёрских отношений. Такие родители, как правило, вливаются в коллектив участников образовательного процесса и становятся единомышленниками педагогов.
Проведение совместных детско-родительских встреч, на которых дети, родители и педагоги вместе играют, танцуют, поют, оформляют коллективные творческие работы — ещё одна ступень на пути преодоления проблем в семейном воспитании. Столь интересная форма работы помогает наладить эмоциональный контакт детей с родителями, способствует формированию таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к окружающим, умение работать в команде, способность радоваться удачам других, повышает самооценку детей.
Стоит отметить, что в работе педагогического коллектива тоже отмечаются положительные изменения, которые выражаются в инициативности, отношении к поставленным целям как личностно значимым. Огромным преимуществом для педагогов является навык общения с родительской аудиторией и преодоление стеснительности и робости. Представляя молодым специалистам мастер-класс по организации детско-родительской встречи, мы демонстрируем эффективность взаимодействия с родителями как одного из условий успешной адаптации детей в детском саду.
Создание условий для комфортной адаптации детей в ДОУ будет способствовать и согласованности действий родителей и педагогов, учитывающих индивидуальные особенности ребёнка, что особенно важно в адаптационный период.

Детский сад - непросто дом,
В нём душою мы живём.
День за днём идёт работа,
Лишь о детях вся забота!

Подробнее

Четверг, 11 Апрель 2013

Рекомендации психолога - истерики

Истерики
Совсем маленькие дети закатывают истерики потому, что им часто не хватает слов, чтобы выразить свои нужды. Неудовлетворённость от непонимания накапливается в слезах и криках. Ребёнок дошкольного возраста, который регулярно закатывает истерики,  и который не страдает задержками языкового и умственного развития, возможно, находится в стрессовом состоянии. Причин этому может быть множество — слишком высокие или слишком низкие требования взрослых, пренебрежение к его потребностям или жестокие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, связанное с сильными болями, чрезмерная избалованность или нехватка социальных навыков.
Как предотвратить проблему
- Подумайте, как предоставить детям достаточно возможностей для выхода чувств и эмоций.
- Эмоциональных срывов будет меньше, если вы дадите ребёнку возможность действовать по собственному плану и разумению (с вашей поддержкой и присмотром), т. е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность.

Как справиться с проблемой, если она уже есть
- Старайтесь не обращать внимания на истерики, только следите, чтобы проблема осталась в пределах безопасности. Помните, что цель такого поведения — добиться желаемого или «выпустить пар». В любом случае, если вы обращаете на истерику внимание (неважно, позитивное или негативное), вы способствуете тому, чтобы такие вещи происходили чаще.
- Если своей истерикой ребёнок приводит в замешательство окружающих, то быстро отведите его в сторону подальше от «зрителей». Спокойно скажите ему: "Бывает так, что человек очень сильно сердится, и это нормально. Но совсем НЕ нормально, когда этот человек начинает мешать всем остальным. Когда ты почувствуешь, что успокоился, можешь вернуться к нам (к детям)."
- Попросите, чтобы вместе с вами за ребёнком понаблюдали более опытные люди, - возможно, вы, сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцирует ребёнка на истерики.
- Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.

Подробнее

Рекомендации методиста - развитие у ребёнка мелкой моторики рук

Развитие у ребёнка мелкой моторики рук

- Как можно чаще  рисуйте ребёнку всевозможные лабиринты. Пусть он пройдёт по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведёт и кто к нему должен прийти. Например: «Это лабиринт в замке Деда Мороза, он изо льда. Снеговик должен пройти по нему, чтобы забрать подарки для лесных зверят».
- Для развития рук полезно обводить любые вкладыши, трафареты, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штриховка получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного до яркого, тёмного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребёнку нужны образцы, так что, поштриховать придётся и вам.
- Можно обводить всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, свою ладонь, ложку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печенья или кексов.
- Старшему дошкольнику вполне под силу пришить настоящую пуговицу настоящей иголкой, под вашим наблюдением, конечно.
- Отлично развивает руку разнообразные нанизывания: пуговицы, бусы, рожки, макароны, сушки и т. д. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.
- На листочке в клеточку нарисуйте несложную дорожку, если малышу не составит труда её точно перерисовать, нарисуйте дорожку посложнее.
- Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги — задание на тренировку руки и развитие аккуратности.
- Если ваш ребёнок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя или сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определённого цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют, бусы, водоросли, трава. Закончить рисунок можно карандашами или фломастерами.

Подробнее

Рекомендации методиста - игровые упражнения для развития мелкой моторики

Игровые упражнения для развития мелкой моторики

1. Возьмите яркий поднос, тонким слоем рассыпьте на нём манку. Проведите пальчиком ребёнка по крупе — получится яркая контрастная линия. Вы можете называть ребёнку то, что у вас получается: дождик, забор, облака, лужи, волны и т. д. Или прочитать стих и изобразить его: «Я рисую жёлтый круг, много лучиков вокруг, это - солнышко сияет, а под ним дремучий лес, а в лесу стоит берлога, а в неё - медведь залез».
2. Подберите пуговицы разного цвета и  размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать тоже самое. После того как ребёнок научится выполнять сам задание, можно предложить ему придумать новый рисунок. (Снеговик, матрёшка, пирамидка, гусеничка, цветок, бабочка, бусы, мячики).
3. Дайте ребёнку в руки круглую массажную расчёску, катая её между ладонями прочитайте ему стишок:
«У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки,
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».
4. Возьмите две пробки от пластиковых бутылок, предложите ребёнку поиграть с пальчиками в зимние забавы. Указательный и средний пальцы встают в пробочки и двигаются на лыжах:
«Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной зимы».
5. Берём пельменницу, её решётчатая поверхность похожа на соты. Малыш двумя пальцами изображает пчелу, летающую над сотами:
«Пальцы, как пчёлы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли мёда всем до весны,
Чтобы не снились голодные сны?»
6. Насыпаем в кастрюлю горох. Ребёнок запускает туда руки и изображает, как месит тесто, проговаривая:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место
Будут, будут из печи
Булочки и калачи!».
7. Бельевые прищепки-отличный материал для разных игр. При помощи прищепок можно создать игровой образ: ёжик, ёлка, заборчик. Можно поиграть в котёнка:
«Сильно кусает котёнок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться — скажу тебе: «Кыш!»
8. Берём верёвку, завязываем на ней узелки. Вы называете, допустим, животное — корова, а он называет детёныша — телёнок и т. д. Подобное приспособление можно сделать из бусин, пуговиц. Потом задания нужно усложнять, количество узелков может быть увеличено — семь дней недели, счёт до 10, количество месяцев 12.
9. Упражнение с грецким орехом. Ребёнок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
«Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех!».

Подробнее

Воскресенье, 24 Март 2013

Рекомендации методиста - формирование основ здорового образа жизни

IMG 4721

Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегический задач развития страны. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья.  Основой этой деятельности являются физкультурные, музыкальные, интегрированные занятия, совместная партнёрская деятельность педагога и ребёнка в течение дня.
Цель всей оздоровительной работы в ДОУ – создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Необходимость организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении уже ни у кого не вызывает сомнения. Но как организовать такую среду в условиях нашего малокомплектного детского сада?
Перед нами встала задача - моделирования здоровьесберегающего пространства. Без совместной работы всего педагогического коллектива над проектом и системой преобразований едва ли возможно превратить замысел в реальную картину.
Мы выделили семь условий здоровья ребёнка, необходимых для его полноценного физического и психического развития:
Обязательные ежедневные прогулки на свежем воздухе.
Вода и закаливание при пониженной температуре, ребёнок должен дружить с холодом, сырой землёй, дождём, снегом и свежим ветром, пусть бегает босиком при любой возможности.
Не ограничивать в движении, пусть резвится вволю, утомление должно быть здоровым.
Простая пища в умеренном разнообразии (овощи, хлеб, каши, молоко, кефир) и без принуждения.
Спокойствие.
Минус скука.
Любовь.
На решение проблемы здоровьесбережения детей в нашем детском саду направлена работа всех служб ДОУ, творческих и инициативных групп, что необходимо при решении многих нестандартных задач, требующих совместной работы всего коллектива.
Процесс создания здоровьесберегающего пространства заключается не только в сообществе всех служб ДОУ, но  и в тесном взаимодействии с родителями. Незначительные тенденции к снижению заболеваемости, выявленные в наших исследованиях, объясняются социально-экономическими условиями семей, боязнью со стороны родителей проведения закаливающих и профилактических мероприятий. Проведя мониторинг среди родителей, мы совместно составили перечень закаливающих процедур проводимых в нашем детском саду:
Утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика, гимнастика после сна.
Минутки здоровья, физкультурные паузы, физкультурные занятия, праздники, игры.
Прогулки на свежем воздухе, экскурсии.
Сон на ортопедических матрасах, сон без маек.
Обширное умывание прохладной водой, ходьба босиком по массажным дорожкам.
«С» витаминизация, чай с лимоном, чеснок, полоскание горла травяным настоем.
При моделировании здоровьесберегающего пространства необходимо думать о том, что эпизодическое оздоровление ребёнка, эпизодические оздоровительные процедуры, даже отдельные здоровьесберегающие технологии не дадут никакого эффекта. Поэтому мы разработали непрерывную систему оздоровительных мероприятий всего годового цикла. Она предусматривает:
Охрану и укрепление здоровья детей.
Физическое развитие детей.
Основы знаний ЗОЖ.
Медицинскую и психологическую помощь и поддержку.
Полноценное сбалансированное питание.
Оптимальный режим двигательной активности.
Применение здоровьесберегающих технологий.
Привитие стойкого интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
При подготовленности родителей в решении преемственности детского сада и семьи по единству оздоровительной и физкультурной деятельности, мы используем различные формы работы, одна из них - совместные мероприятия. Эффективный метод привлечения родителей к совместным мероприятиям – показ занятия, игры или видеозаписи во время родительских встреч. Большинство родителей начинают посещать все  мероприятия и постепенно налаживается совместная работа по  развитию у детей сознательного отношения к своему здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять здоровье в повседневной жизни.
Чтобы сохранить и укрепить здоровье дошкольника, надо работать над созданием среды. Если среда здоровьесберегающая, то неизбежным будет оздоровительный процесс, а процесс даст положительный результат. Это, прежде всего валеологический режим, особая валеологическая среда всего образовательного процесса в детском саду.
В нашем детском саду для сохранения и укрепления здоровья детей используется следующее здоровьесберегающее пространство:
- групповые помещения, где организуются не только занятия статического характера, но и сюжетные игры, минутки здоровья, релаксация;
- медицинский кабинет, где  оздоровление идёт через  ингалятор с травами, фито-чай;
- многофункциональный игровой зал, где физкультурные занятия сочетаются с лечебно-профилактической работой и имеют оздоровительную направленность, с массажными и тактильными ковриками для профилактики плоскостопия, массажными мячами, модульным оборудованием. Активно используется он и для  музыкальных занятий, подвижных игр, праздников. Воспитание и обучение ЗОЖ проводится с использованием игровых элементов, сказочных сюжетов на игровых занятиях. Музыкальные занятия, театрализованная деятельность, творческие организованные игры и занятия также используются как средство оздоровления, помогающее снизить гиперактивность ребёнка, сформировать культуру чувств;
- зона дорожной безопасности для ознакомления детей с ПДД и играми.
И, конечно же,  территория детского сада, где дети проводят очень много времени во время прогулок во все времена года.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение стало комплексной технологией, позволяющей объединить всех участников образовательного процесса в решении задач оздоровления и развития детей.

Укрепление здоровья дошкольников в летний период рассматривается как один из ключевых приоритетов в системе дошкольного образования. Решая данную задачу, мы стараемся уходить от дублирования обыденного двигательного опыта ребёнка: учить ходить, бегать, прыгать. Всё это и так естественно для детей. Мы хотим развивать  детей по законам природы, играя - оздоравливать, играя - развивать, играя - воспитывать, играя - обучать. Если строить работу только на основе «моторного трения» при отсутствии мотивации, то мы столкнёмся с отсутствием у детей творческих усилий, двигательного воображения.
Оздоровительная работа в летний период представляет особый комплекс мероприятий, направленных на восстановление ухудшенного за учебный год функционального состояния организма ребёнка. Центральное место в этом комплексе  занимает режим дня, который строится с учётом возрастного состава, состояния здоровья детей и наших климатических условий. Таким образом, для достижения оздоровительного эффекта в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.
Эффективность функционирования педагогической системы формирования здорового образа жизни дошкольников обеспечивается, во-первых, за счет акцентированного внимания педагогов не на ознакомительно-обучающих и воспитательных, а на образовательно-воспитательных и развивающих задачах, направленных на понимание детьми смысла и качества выполняемых заданий, а не на механическое заучивания и повторение учебного материала.
Здоровый образ жизни – это не только способ организации всех сторон жизнедеятельности, направленных на укрепление здоровья и выполнения общепринятых норм и правил здорового образа жизни. Данная категория предусматривает выработку у человека ценностей, приоритетной среди которых является здоровье, формирование осознанного отношения к собственному здоровью, и на этой основе – выбор личностью своего поведения в различных сферах деятельности, позволяющих обеспечить физические, психические и социальные компоненты здоровья.

Подробнее

Рекомендации методиста - психоэмоциональное благополучие

IMG 4642

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение психоэмоционального благополучия у дошкольников в разновозрастной группе

Разновозрастная группа -  живой социальный организм, большая дружная семья. В ней есть старшие дети 5-7 лет и малыши 3-4 лет. Как в настоящей семье, здесь все в движении, в развитии. Дети растут, меняются:  старшие уходят в школу, несмышлённые малыши постепенно становятся старшими в группе и уже сами опекают маленьких.
Среди детей разного возраста ребёнок последовательно и гармонично переживает своё взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. Глядя на малышей, он может видеть, каким он был раньше. На примере старших понимает, каким будет через год — сильным, умным, справедливым. Он знает, что у старших ребят есть свои взрослые обязанности, они — главные помощники воспитателя, им разрешается то, что не разрешено младшим. Кроме того , старшие дети знают много интересных игр, умеют прыгать через скакалку, ловко кидать и ловить мяч, быстро бегать. Они могут прийти на помощь, успокоить и помирить малышей.
Со временем ребёнок постепенно осваивает все сложные действия, как бы дорастает до них. Его роль в группе меняется, ему начинают доверять серьёзные дела, например, организовать игру или рассказать сказку. Ребёнок становится «взрослым», теперь он уже сам помогает воспитателю, он сам может помочь малышам одеться или собрать игрушки. И это ощущение — что очень важно! - созревает в самом ребёнке. В разновозрастной группе воспитателям не нужно специально учить детей правильно вести себя. Ребёнок получает такой опыт, творчески повторяя действия старших детей. Именно в такой группе младшие дети получают импульс для игры от старших, учатся у них играть. Причём, если в игре участвуют дети разного возраста, она становится более живой и интересной: для каждого возраста найдётся особая роль. Например, старшие устраивают для маленьких детей кукольный театр или строят поезд и везут всех желающих в путешествие, а малыши с радостью становятся пассажирами. В таких играх старшие дети учатся заботиться о младших, приобретают чувство ответственности за свои поступки. И это очень важно, особенно для тех ребят, у которых нет младших сестёр и братьев.
Хочется остановиться ещё на одном аспекте разновозрастной группы: в такой группе у ребёнка есть возможность меняться. Даже если ребёнок робок и слаб, наступает такой момент, когда он становится полноправным членом группы. Он — на виду, к нему прислушиваются, от него ждут помощи младшие дети и воспитатель. Он действительно становится помощником воспитателя, он помогает освоиться в группе новым детям. Так ребёнок обретает уверенность в себе, учится устанавливать контакт с незнакомыми детьми, что очень важно для будущего школьника.
Таким образом, мы видим, что в разновозрастной группе при благожелательном взаимодействии педагогов с детьми, у детей формируется действительно правильное социальное поведение. Психоэмоциональное благополучие ребёнка достигается путём создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием, уважением, открытым и благожелательным общением. Основной акцент делается на преодоление негативных эмоциональных проявлений у детей (страх, плач и т. д.) и разрешения конфликтных ситуаций.
Психоэмоциональный комфорт предполагает установление доверительного личностного контакта  с каждым ребёнком, поддержание в нем уверенности в себе, воспитание самостоятельности, инициативности в процессе общения. Это способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе. Для поддержания физического здоровья детей необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной деятельности, воспитывать потребность в освоении способов сохранения здоровья, прививать навыки самообслуживания.
Ведущим элементом эмоционально-эстетической мини-среды являются схему эмоций, движения рук, поз; персонажи знакомых любимых сказок и мультфильмов, мимические шарики, куклы-образы, иллюстрации и картинки с изображением детей, выполняющих различные режимные моменты с чётким прорисовыванием эмоций, подборка различных по характеру, жанру музыкальных, литературных и изобразительных произведений.
Так же для создания в группе эмоционально-психологического благополучия и стимуляции познавательной и двигательной активности, используется цветовой параметр. С помощью цвета можно улучшить качество как совместной (ребёнок-взрослый, ребёнок-ребёнок), так и индивидуальной деятельности. Цвет является не только композиционным средством создания эмоционального комфортного пространства, но и средством информации, обеспечения безопасности при выполнении двигательных упражнений. В групповых комнатах основным цветом могут быть нежно-голубой, светло-салатовый или пастельный цвета, которые в сочетании с другими цветами позволяют при длительном пребывании в помещении не снижать двигательную активность ребёнка и обеспечивают эмоциональный комфорт.
Таким образом, созданное пространство — предметная среда обеспечивает условия для самостоятельной двигательной активности ребёнка, выступает средством воспитания у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.
Большая роль в обеспечении психоэмоционального благополучия отводится семье. Семья и педагоги ДОУ должны предъявлять к ребёнку единые, обоснованные и понятные ему требования. Родители должны заблаговременно быть знакомы с дошкольным учреждением, его территорией, группой, педагогами, режимом дня ДОУ, режимом питания в ДОУ, и максимально обязаны соблюдать его. В период адаптации время пребывания ребёнка в детском саду должно постепенно увеличиваться, это позволит сохранить его психоэмоциональное благополучие.

Подробнее

Рекомендации медика - комплекс дыхательных упражнений для детей

Комплекс дыхательных упражнений для детей младшего дошкольного возраста
«Часики». Размахивать прямыми руками попеременно вперёд –назад, произнося «тик – так» (8-10 раз).
«Вырасти большой». Ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опуститься – выдох со звуком «ух-х-х» (6-8 раз).
«Каша кипит». Сидя, одну руку положить на живот, другую – на грудь. На вдохе втянуть живот, на выдохе – выпятить со звуком «ш-ш-ш» (4-5 раз).
«Гуси». И.п. – о.с.; ноги в широкой стойке, руки опущены. Наклон вперёд, отвести руки  назад – выдох на звуке «ш-ш-ш»; выпрямиться – вдох (4-5 раз).
«Петух». И.п. – о.с; ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку» (4-5 раз).
«Ёжик». И.п. сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади.  Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди; выпрямить ноги со звуком «ф-ф-ф» (4-5 раз).

Комплекс дыхательных упражнений для детей старшего дошкольного возраста
И.п; стоя. На четыре счёта – вдох, на четыре – выдох (6-8 раз).
Упражнение делать во время ходьбы: на 4-6 шагов – вдох, на 4-6 шагов – выдох.
Сочетать медленный бег с углублённым дыханием.
И.п.; стоя, руки на животе. При вдохе надавить на брюшную стенку руками и слегка выпятить её, при вдохе втянуть.
И.п; стоя. Поднять руки через стороны вверх – вдох, опустить – выдох.
И.п; стоя, кисти на затылке. Делая вдох на четыре счёта, локти отвести назад, лопатки соединить, прогнуться. При выдохе на четыре счёта локти вперёд.
И.п; стоя. Поднять руки вверх, ногу назад – вдох, вернуться в и.п. – выдох. То же другой ногой.
И.п; стоя, руки сзади в «замок». Отвести руки назад в «замок», прогнуться – вдох, вернуться в и.п. – выдох (4-5 раз).

Подробнее

Рекомендации медика - правильное дыхание – залог здоровья

Правильное дыхание – залог здоровья

Обучение правильному дыханию – одна из основных форм физического воспитания детей с ослабленным здоровьем. Нарушение функции дыхания препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к нарушению обмена веществ, затрудняет выполнение физических нагрузок. Правильное дыхание необходимо для здоровья ребёнка так же, как и правильное питание. Поэтому выполнять дыхательные упражнения надо с младенчества.
Мама может заниматься развитием дыхательного аппарата ребёнка в форме игры с ним. Например, дать нитку с ватным обрывком на конце и предложить подуть на неё сначала ртом, а потом носом. Обычно дети с удовольствием включаются в игру. К таким играм – упражнениям можно отнести пускание мыльных пузырей, задувание свечи, нюхание цветка и т. д. Во время прогулок в природу надо обращать внимание ребёнка на запах чистого воздуха, предлагать глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть его, чтобы услышать чудесный аромат. Чтобы малышу было интересно, можно проанализировать его ощущения от вдыхаемого воздуха (кстати, так он быстрее научится различать запахи).
Постепенно нужно приучать ребёнка к дыханию через нос – это самое целесообразное и естественное дыхание. Дыхание должно быть полным, чтобы расширялась грудная клетка, и развивались мышцы живота. Покажите ребенку, как втягивать живот и сокращать его мышцы во время дыхания. Для этого положите его на спину и прижмите руками его живот, а потом попросите его втянуть живот, чтобы он стал плоским и впалым.
Помните, что дети запоминают дыхательные упражнения и овладевают навыками произвольного управления дыханием гораздо быстрее взрослых. Но если занятия нерегулярны, то они также быстро утрачивают полученные навыки.
Дыхательные упражнения играют важную роль в усилении лёгочной вентиляции, улучшении окислительно-восстановительных процессов, укреплении дыхательных мышц. Кроме того, они являются средством периодического снижения нагрузки.

Подробнее

Рекомендации медика - осанка по заказу

Осанка по заказу

Формировать правильную осанку необходимо с раннего детства. Она не только благотворно влияет на внешний вид, но и на здоровье ребёнка, его органы, расположенные в грудной клетке и брюшной полости. Особое значение процесс формирования правильной осанки приобретает на этапе подготовки ребёнка к обучению к школе. Для этого необходимо соблюдать следующие условия:
прежде всего, у ребёнка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стол, стул, кровать);
когда ребёнок сидит, ступни должны полностью касаться пола или подставки, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Следите, чтобы ребёнок сидел за столом прямо, опираясь на обе руки (нельзя, чтобы один локоть свисал со стола), можно откинуться на спинку стула;
расстояние от глаз до поверхности стола должно быть равно длине от локтя до кончиков пальцев. Если ребёнок низко наклоняет голову во время чтения, рисования или письма, его необходимо показать врачу – окулисту;
не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с прогибающейся сеткой. Лучше приучать детей спать на спине;
обращайте внимание, чтобы дети не спали калачиком на боку, нельзя спать на высокой подушке: позвоночник прогибается, и формируется неправильная осанка, в худших случаях – сколиоз (искривление позвоночника);
следите за походкой ребёнка: он не должен широко шагать и сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, шаркать пятками, горбиться и раскачиваться. Такая ходьба увеличивает напряжение мышц и вызывает быстрое утомление. Если же такие симптомы появились, следует обратиться за консультацией к хирургу или ортопеду;
чуть раньше выходите в детский сад, чтобы ребёнку не пришлось бежать всю дорогу за родителем, который тянет его за руку (в большинстве случаев за одну и ту же). Так могут развиться дисбаланс мышечного корсета и нарушение осанки.
Взрослым надо уметь переключать ребёнка с одной игры на другую, чтобы работали различные группы мышц и создавали крепкий мышечный корсет.
Внимание! У детей, перенёсших в детстве рахит, часто наблюдаются разболтанность суставов и слабость мышечно-связочного аппарата. Такой ребёнок без подготовки может сделать «шпагат» или перегнуться в «колечко». Однако его нельзя отдавать заниматься гимнастикой или танцами. Сначала надо ребёнка оздоровить, а затем, после консультации с врачом ЛФК, принимать решение. Если этого не сделать, у ребёнка могут возникнуть ранний остеохондроз и болезни суставов.
Мы, взрослые, должны помочь ребёнку дошкольного возраста сформировать правильную осанку, достичь крепкого физического развития, что будет залогом его высокой трудоспособности и хорошей успеваемости в школе.

Подробнее