Мы на Севере живём. Занятие. Старшая группа

Тема: «Мы на Севере живем»

Цель: закрепление знаний детей о Крайнем Севере, о жизни и традициях коренных народов.
Задачи
Образовательные:
- систематизировать представления о том, что для каждого человека малая
Родина - это место где он родился;
- расширять и активизировать словарный запас словами кухлянка, торбаза, малахай.
- учить лепить фигуру оленя скульптурным приемом составления, передовая
строение тела животного, пропорции и характерные детали;
Развивающие:
- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
- развивать моторную память, слуховое и зрительное внимание;
- развивать фантазию и творческое мышление;
Воспитательные:
- воспитать бережное отношение к природе; усидчивость, аккуратность в
работе, желание доводить начатое дело до конца;
- воспитывать уважение к культуре родного края, развивать познавательный
интерес.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникационное развитие», художественное творчество,«Физическое развитие».

Методы и методические приёмы: Словесные: рассказ, беседа; наглядные: демонстрация, презентация; сюрпризный момент, стихи.

Материалы и оборудование: кукла в национальной одежде, макет яранги, презентация, разрезная картинка «яранга», картинки к д/и «Четвертый лишний», проектор, экран, пластилин, салфетки матерчатые, клеёнчатые; трубочки или зубочистки для изготовления ног, веточки – оленьи рога, шапочки-маски для игры «Стой олень».

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, фотографий «Жизнь людей и домашних животных на Крайнем Севере». Чтение детской художественной литературы о тундре, о жизни коренных народов Севера; разучивание национальных подвижных игр.

Ход занятия:
1. Орг. момент.
«Здравствуй, солнце золотое» (руки соединить раскрыв ладошки)
«Здравствуй, небо голубое» (тянут руки вверх)
«Здравствуй, вольный ветерок» (качают руками)
«Здравствуй, маленький дубок» (имитируют дерево)
«Здравствуй утро! Здравствуй день!» (разводят поочередно руки в стороны)
«Нам здороваться не лень!» (показывают на себя и делают поклон)

2. Основная часть.
Ребята,посмотрите на карту России. Посмотрите, какая большая наша страна. В каком городе мы живем? Где находиться наш город? Ребята послушайте стихотворение:

«Город наш родился в тундре
Среди северных широт,
Где снега морозы, бури,
Где оленей быстрый бег».

Как вы думаете, о каком городе написано это стихотворение?
Конечно, о нашем любимом городе Анадыре.
А вы знаете, что коренной народ севера: чукчи. эскимосы, эвены, юкагиры, коряки.
И сегодня к нам в гости пришла кукла-девочка, её зовут АйнАна. Как вы думаете, какой она национальности? Почему?
Посмотрите, во что одета девочка? Как называются предметы ее одежды?
Кухлянка, торбаза, малахай.

Девочка Айнана принесла игры и предлагает вам в них поиграть.

Разрезная картинка «Яранга»
Что получилось?
Яранга – это жилище северных народов. Большое конусообразное сооружение из шестов и покрытия с небольшим отверстием для выхода дыма сверху. На крутых стенках яранги снег не задерживается, не страшны ему ветры, метели и морозы, а разобрать и собрать чум, если нужно перекочевать на новое место,

Д/и «Четвертый лишний»
На доске 4 картинки с животными (среди них олень).
Какое животное живет на Севере?

Почему девочка принесла эти картинки?
Какое отношение олень имеет к ее народу?

Олень – прекрасное животное, он отличный помощник своим хозяевам. Какую пользу он приносит?
На Севере живут мужественные, смелые люди. Они занимаются разведение оленей.
Оленеводы пасут стада оленей далеко в тундре.
Ребята, а вы знаете, чем питаются олени?(мхом – ягелем.) Правильно, а еще они любят грибы.
Как олени находят пищу зимой? (разгребают широким копытом снег и достают ягель).
Олень в жизни северных народов – всё. Это еда, это одежда, постель и жилище, для которых используют оленьи шкуры. На оленя ездят и перевозят грузы. Из полос оленьей кожи плетут главное орудие труда оленевода – аркан.
Из рогов мастерят рукоятки ножей и другие нужные в хозяйстве вещи. Круглый год олени живут под открытым небом. Но это совсем не значит, что домашний олень не требует забот. Хороший хозяин следит за стадом, охраняет от хищников и кочует весной – на север, где меньше комаров и мошки, осенью – на юг: в лес, в тайгу, чтобы укрыть стадо от холодных зимних ветров. А небольшие перекочевки в поисках новых пастбищ оленеводы совершают постоянно. Наши мальчишки с раннего возраста помогают своим отцам ловить оленей арканом, запрягать и распрягать их и управлять ими.

Давайте и мы с вами поучимся «ловить» оленей.
Подвижная игра «Ловим оленей».
Правила игры: два пастуха (дети), ловят оленей ( других детей, надеть им шапочки-оленьи рога). Играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух, он становится на середине площадки. После сигнала «Беги, олень!» Все разбегаются, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих.Коснуться рукой и сказать: «Стой олень». Тот, кого коснулась рука, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

Посмотрите, вот яранга нашей Ананы. А кого не хватает? Где же их взять? Как же зимой без оленей?

Рассматривание оленя.
Дети рассматривают изображение оленя. Описывают его, чтобы передать характерные особенности: крупное туловище, тонкие ноги, ветвистые рога.
- Как выглядит северный олень? (Крупное животное, серого цвета; большие, ветвистые рога; сильные ноги, копыта; небольшой хвост).
Демонстрация образца лепки.
-Давайте попробуем слепить оленя.
Посмотрите: я беру кусок пластилина. Делю на две части: малая часть – голова, большая часть – туловище животного. Веточки – ветвистые рога, палочки – тонкие, но мощные ноги оленя.
- Каким способом вылепили голову животного? (Скатываем шар, путём оттягивания – вытягиваем морду оленя).
- Как получим туловище оленя? (Раскатываем валик, чуть прогибаем).
- Зачем нам чёрный, коричневый пластилин? (Чтобы слепить нос, копыта, глаза).
Самостоятельная работа детей.
Дети самостоятельно лепят оленя.
Делят пластилин на две неровные части.
Путём оттягивания лепят голову оленя.
Раскатывают валик – туловище животного.
Соединяют голову и туловище с помощью небольшой палочки.
Делают ноги, это тонкие палочки.
Ветвистые рога – веточки.
Выполняют мелкие детали: глаза, уши, хвост, копыта.

Итог деятельности:
Оформление коллективной композиции – стадо оленей.
Наша Анана будет довольна, теперь у нее и ее семьи большое стадо оленей. Теперь им совсем нестрашна суровая северная зима. Она обещает хорошо пасти своё новое стадо.
-Ребята, а вам понравилось лепить северного оленя?
Воспитатель даёт эмоциональную оценку детским работам.
Дети убирают рабочие места.