Игра - это одно из самых ярких и светлых воспоминаний нашего детства. Быть может, поэтому игра представляется как нечто естественное, изначально присущее детству и не требующее никаких воспитательных усилий. Но давайте посмотрим, что такое детская игра?
 Игра – основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.
 Игра – это серьезно и для самого ребенка. Игра – это сама жизнь, это детская непосредственность, наивность, иногда лукавство, иногда удивительная серьезность. Для ребенка игра не всегда милая забава, часто – это труд, преодоление себя. Словом, игра – это целый мир… И руководство детской игрой – серьезная проблема для взрослых.
  Психологи и педагоги называют дошкольный возраст возрастом игры. И действительно, в возрасте от 3 лет основным занятием наших детей становятся разнообразные игры. Некоторые родители могут возразить: «А наш ребенок начал играть гораздо раньше!» Да, поведение игрового типа наблюдается и в более младшем возрасте.
 Малышу всего несколько месяцев, а он уже следит взором за движущимися предметами, улыбается знакомой кукле или рисунку, висящему над кроваткой. Малыш бьет ручками и ножками по подвешенным к коляске погремушкам, чуть позже – научится схватывать и удерживать в руках самые разные по форме предметы. Малыш начинает изучать свойства окружающих его вещей. И хотя мы думаем, давая ребенку игрушки, что его поведение - игра, это не совсем так.
 В первые месяцы жизни объектами такой младенческой игры служат не только доступные предметы, но и части собственного тела – ручки, ножки.
 Новая деятельность малыша еще не игра. Его игра еще не стала самостоятельной формой поведения. ребенок активно исследует окружающий мир, он познает физические качества всех доступных ему объектов: цвет, звук, запах, вкус. Вопреки представлениям окружающих взрослых ребенок не разделяет игрушки и неигрушки.
 Нормальное развитие ребенка возможно только при постоянном общении с близкими взрослыми: прежде всего с матерью. Она вкладывает в ручку ребенка различные предметы. Своими жестами, голосом, словами она привлекает малыша к манипуляциям с ними. Она показывает, что может делать предмет, как нужно действовать с ним.
 На первом году жизни ребенок узнает предметное содержание вещей.
Отсюда и развитие игры: 1 этап – ознакомительная игра – по своему мотиву, заданному ребенку взрослым через предмет-игрушку, представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержанием являются действия-манипуляции, осуществляемые операциями обследования, т.е. в самом начале игра представляет собой элементарное действие с одним предметом. Это действие повторяется много раз.
 Эта деятельность младенца весьма скоро (к 5-6 месяцам) меняет свое психологическое содержание: операции обследования перерастают в ориентировочные действия.
 Следующий этап игры, получившей название отобразительной представляет собой ряд элементарных действий, еще не связанных между собой.
 Ребенок должен получить возможность исследовать разнообразные предметы и наблюдать, как действуют с ними взрослые. Он практически узнает название предмета и действия с ним и это новое знание он переносит в свою игру.
 Далее же различия начинают проявляться в способах действия – наступает следующий этап развития игры. Игра становится сюжетно-отобразительной, и ее содержание меняется: действия оставаясь предметно-опосредованными, выполняются условными операциями, т.е. способом, имитирующим в условной форме использование предмета по назначению. Другими словами ребенок играет, но пока он может играть лишь так и лишь с теми предметами, которые знакомы ему в совместной игре со взрослыми. Действительно первые игровые действия показываем ребенку мы взрослые. Подарили малышу ведерко с совочками – возникает игра – насыпание или переливание.  Показали детский утюжок, девочка гладит. Дали куклу и показали, как ее укладывать спать, - новая игра «кукла, бай, бай!»
 Малыши наблюдательны. Мама за письменным столом пишет ручкой, малыш берет палочку и начинает «писать» на полу, на коробке, на диване. Игровые действия возникают путем наблюдения и переноса. Ребенок переносит замеченные им действия взрослых или в иные условия, или на другие предметы. Например, сначала мама намыливает ребенку ручки, затем ребенок намыливает мылом свои руки, в дальнейшем тем же мылом – руки куклы, все четыре лапы большого мишки. Так происходит перенос действий из реальных в игровые ситуации.
  Примером переноса действий на другие предметы может служить игра, когда сначала укладывают спать только куклу, а позднее мишку, собачку, палочку, кубик, а ребенок все равно приговаривает «бай, бай!» Когда ребенок вместо отсутствующего предмета производит лишь схему движения, пользуясь собственными руками, не надо удивляться, это очень важный симптом развития игры. В предметной игре усваивается значение предметов, возникает обобщение и отделение действий от предметов. Действие само по себе становится объектом изучения и осознания.
  В сюжетно-отобразительной игре ребенка 2-го и 3-го года жизни, как бы незримо присутствует тот, кто использует предмет по назначению. Так в недрах отобразительной игры зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. Наступает следующий этап развития игры. Это когда дети переходят к игре состоящей из 2-3 связанных между собой действий. Этот переход от предметных действий к игровым происходит к концу 3-го началу 4-го года жизни. Деятельность ребенка перестраивается, ей характерны значительные качественные изменения; возникает ее новая форма – сюжетно-ролевая. Так начинается дошкольный возраст – возраст игры.
  В развитии сюжетно-ролевой игры отмечается постепенный переход, от игры рядом в младшей группе и групповым играм в средней к коллективным в старшей и подготовительной группе.
 Трехлетние дети выполняют отдельные игровые ролевые действия в одиночку или по 2-3 человека, но даже объединенные общей темой они действуют вначале разрозненно и лишь благодаря активному руководству со стороны воспитателей, постепенно включаются в игровое общение. Задача педагога состоит в том, чтобы так организовать жизнь детей, применить такие воспитательные приемы, которые будут способствовать усложнению и обогащению сюжетных игр детей и одновременно формированию положительных качеств личности. Теоретически каждый ребенок может взять на себя любую роль, скажем, от мамы и библиотекаря до матроса и космонавта. Однако, взяв на себя роль, он должен ее реализовать через операции общения с другими детьми. Чтобы общаться с товарищами, чтобы играющего ребенка правильно поняли его друзья, считались с ними, и чтобы всем было интересно, малыш должен узнать как, почему и в связи, с чем выбранную им роль (мама, библиотекарь, космонавт, матрос) нужно играть так, а не иначе. Это необходимо знать, иначе игра сломается, т.е. общение в игре потеряет свое содержание. Можно предположить, что из этого противоречия рождается потребность в приобретении знаний, источник которых – взрослые люди и различные средства информации. В связи с этим возникает необходимость руководства формированием игры, как целенаправленного обогащения практического опыта ребенка, так и перевод его в условный игровой план.
Итак, для возникновения и развития игры необходимо, прежде всего:
-Обогащение впечатлений детей об окружающем мире.
-Обеспечение их игровым материалом активизирующим эти впечатления.
-Соответствующее игре обучение.
  Понимая термин «обучение» как осторожное использование прямых методов руководства игрой (показ игровых действий), так и широкое использование косвенных словесных указаний воспитателя, направляющих игру.
 Эти положения являются основой комплексного метода руководства игрой, при формировании игры детей, развивающей мышление. Комплекс педагогических условий должен учитывать, как постепенное обогащение жизненного и игрового опыта, так и непосредственное руководство самостоятельной игрой детей, побуждающее их к творческому воспроизведению действительности поэтапно усложняющимися способами и средствами.

 С этой целью необходимо взаимосвязано использовать следующие педагогические условия:
1. Знакомство детей с их активной деятельностью в окружающем.
2. Организация обучающих игр.
3. Своевременное изменение предметно-игровой среды.
4. Активизирующее игру общение педагога с детьми в процессе самой игры.

Главные же принципы и содержание метода комплексного руководства формированием игры на начальных этапах заключается в следующем:

-При планомерной активной организации реального опыта ребенка формируются мотивы игры, происходит обогащение опыта реальной деятельности, полученное в быту, при обучении на занятиях, на прогулке, через телевизионные передачи, книги, радио и т.д. Ребенок усваивает назначение предметов, смысл действий людей, сущность их взаимоотношений. У него формируются первые эмоциональные оценки. Все это может служить источником возникновения и постоянного обогащения содержания игры.
-Обучающие игры представляют собой своеобразную форму передачи игрового опыта детям в процессе естественного общения с ними по ходу игры.
-Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала направляет ребенка на самостоятельное и активное решение задач, побуждает к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду необходимо изменить с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширить тематику игрушек, но и вносить игровой материал, разный по степени обобщенности образа.
-Необходимость общения взрослого с детьми в процессе игры. Общение должно быть направлено на формирование прогрессивных – для каждого возрастного периода – способов решения игровых задач путем организации деятельности в усложняющихся игровых проблемных ситуациях на конкретный практический и игровой опыт детей, с учетом игровой среды. Все компоненты комплексного руководства формированием игры взаимосвязаны между собой не только в плоскости данного возраста, но и при переходе на следующий возрастной этап.

 Достигнутый в результате комплексного руководства на данном возрастном этапе уровень развития игры и свойственные ему достижения психического развития детей позволяют педагогу перейти с опорой на новые возможности своих воспитанников к новой высшей ступени развития детей.  Например, ребенок начинает учиться в игре. Только пройдя школу ролевой игры, дошкольник может перейти к планомерному и целенаправленному обучению. Игра в группе сверстников заставляет детей перестраивать некоторые зафиксированные формы поведения, лишающие коллективной деятельности. Если мы хотим приучить наших детей к коллективным отношениям в жизни, привить способность уверенно и самостоятельно чувствовать себя среди других людей, подчиняясь требованиям общества, надо дать им возможность раньше проверить себя в коллективной игре.
 Так мы видим, что сформированность сюжетных игр создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития детей. Это умственное воспитание, так дети отражают в играх знания об окружающем их мире. Уже в раннем возрасте наравне с умственным развитием, игра имеет базис для физического развития. При соответствующей организации предметно-игровой среды можно добиться большой подвижности в сюжетных играх, сочетающейся с ориентировкой в широком игровом пространстве. Нефиксированная программа поведения детей в сюжетных играх создает благоприятные условия для удовлетворения их потребности в движении и поддержании эмоционально-положительного тонуса.
 Немаловажным является также то обстоятельство, что в игру такого рода дети могут включаться или выйти из неё, что дает возможность избежать переутомления.
 Сюжетные игры существенно значимы и для эстетического воспитания детей, что обеспечивается, прежде всего, набором игрушек, отвечающим требованиям высокого художественного вкуса, и соответствующей организацией предметных и игровых зон в помещениях и на участке.
 Немаловажное значение имеет эстетика нравственного содержания сюжетных игр.
 В дошкольном возрасте нередки «режиссерские» игры. По своей сути они сходны с сюжетно-ролевыми, т.к. с одной стороны, отражают общий уровень осведомленности детей о различных явлениях окружающей жизни, а с другой – несут в себе элементы продуктивного творчества и фантазии, представляют собой своеобразную форму размышления детей над тем, что близко их интересам.

 Игровая деятельность детей условно делится на 2 большие группы:
1. Сюжетно-ролевые игры.
2. Игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры включают в себя:
-игры на бытовые темы
-игры с производственной тематикой
-строительные игры с природным материалом
-с общественно-политической тематикой
-театрализованные игры
-игры-забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные игры.
Своевременное и пропорциональное использование различных игр в воспитательной практике обеспечивают решение задач выдвигаемых «Программой воспитания в ДОУ» в наиболее приемлемой для детей форме. Нельзя не заметить, что игры имеют существенные преимущества перед специально организованными занятиями, т.к. в них складываются наиболее благоприятные условия для проявления активности, т.е. обеспечиваются необходимые условия присвоения детьми общественно сложившегося опыта в их самостоятельной деятельности.
 Достигнутый в игре прогресс психического развития ребенка существенно влияет на возможности его обучения на занятиях, совершенствовании его реальной нравственно-эстетической жизненной позиции в среде сверстников и взрослых.
 Если признать, что игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, то её прогрессивное, развивающее значение состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что в ней складываются и обретают реальное воплощение общественные формы мышления, расширяется сфера интересов, возникает потребность в значении, а вместе с ней мотив новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности к обучению в школе.