Рекомендации методиста - психоэмоциональное благополучие

IMG 4642

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение психоэмоционального благополучия у дошкольников в разновозрастной группе

Разновозрастная группа -  живой социальный организм, большая дружная семья. В ней есть старшие дети 5-7 лет и малыши 3-4 лет. Как в настоящей семье, здесь все в движении, в развитии. Дети растут, меняются:  старшие уходят в школу, несмышлённые малыши постепенно становятся старшими в группе и уже сами опекают маленьких.
Среди детей разного возраста ребёнок последовательно и гармонично переживает своё взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. Глядя на малышей, он может видеть, каким он был раньше. На примере старших понимает, каким будет через год — сильным, умным, справедливым. Он знает, что у старших ребят есть свои взрослые обязанности, они — главные помощники воспитателя, им разрешается то, что не разрешено младшим. Кроме того , старшие дети знают много интересных игр, умеют прыгать через скакалку, ловко кидать и ловить мяч, быстро бегать. Они могут прийти на помощь, успокоить и помирить малышей.
Со временем ребёнок постепенно осваивает все сложные действия, как бы дорастает до них. Его роль в группе меняется, ему начинают доверять серьёзные дела, например, организовать игру или рассказать сказку. Ребёнок становится «взрослым», теперь он уже сам помогает воспитателю, он сам может помочь малышам одеться или собрать игрушки. И это ощущение — что очень важно! - созревает в самом ребёнке. В разновозрастной группе воспитателям не нужно специально учить детей правильно вести себя. Ребёнок получает такой опыт, творчески повторяя действия старших детей. Именно в такой группе младшие дети получают импульс для игры от старших, учатся у них играть. Причём, если в игре участвуют дети разного возраста, она становится более живой и интересной: для каждого возраста найдётся особая роль. Например, старшие устраивают для маленьких детей кукольный театр или строят поезд и везут всех желающих в путешествие, а малыши с радостью становятся пассажирами. В таких играх старшие дети учатся заботиться о младших, приобретают чувство ответственности за свои поступки. И это очень важно, особенно для тех ребят, у которых нет младших сестёр и братьев.
Хочется остановиться ещё на одном аспекте разновозрастной группы: в такой группе у ребёнка есть возможность меняться. Даже если ребёнок робок и слаб, наступает такой момент, когда он становится полноправным членом группы. Он — на виду, к нему прислушиваются, от него ждут помощи младшие дети и воспитатель. Он действительно становится помощником воспитателя, он помогает освоиться в группе новым детям. Так ребёнок обретает уверенность в себе, учится устанавливать контакт с незнакомыми детьми, что очень важно для будущего школьника.
Таким образом, мы видим, что в разновозрастной группе при благожелательном взаимодействии педагогов с детьми, у детей формируется действительно правильное социальное поведение. Психоэмоциональное благополучие ребёнка достигается путём создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием, уважением, открытым и благожелательным общением. Основной акцент делается на преодоление негативных эмоциональных проявлений у детей (страх, плач и т. д.) и разрешения конфликтных ситуаций.
Психоэмоциональный комфорт предполагает установление доверительного личностного контакта  с каждым ребёнком, поддержание в нем уверенности в себе, воспитание самостоятельности, инициативности в процессе общения. Это способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе. Для поддержания физического здоровья детей необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной деятельности, воспитывать потребность в освоении способов сохранения здоровья, прививать навыки самообслуживания.
Ведущим элементом эмоционально-эстетической мини-среды являются схему эмоций, движения рук, поз; персонажи знакомых любимых сказок и мультфильмов, мимические шарики, куклы-образы, иллюстрации и картинки с изображением детей, выполняющих различные режимные моменты с чётким прорисовыванием эмоций, подборка различных по характеру, жанру музыкальных, литературных и изобразительных произведений.
Так же для создания в группе эмоционально-психологического благополучия и стимуляции познавательной и двигательной активности, используется цветовой параметр. С помощью цвета можно улучшить качество как совместной (ребёнок-взрослый, ребёнок-ребёнок), так и индивидуальной деятельности. Цвет является не только композиционным средством создания эмоционального комфортного пространства, но и средством информации, обеспечения безопасности при выполнении двигательных упражнений. В групповых комнатах основным цветом могут быть нежно-голубой, светло-салатовый или пастельный цвета, которые в сочетании с другими цветами позволяют при длительном пребывании в помещении не снижать двигательную активность ребёнка и обеспечивают эмоциональный комфорт.
Таким образом, созданное пространство — предметная среда обеспечивает условия для самостоятельной двигательной активности ребёнка, выступает средством воспитания у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.
Большая роль в обеспечении психоэмоционального благополучия отводится семье. Семья и педагоги ДОУ должны предъявлять к ребёнку единые, обоснованные и понятные ему требования. Родители должны заблаговременно быть знакомы с дошкольным учреждением, его территорией, группой, педагогами, режимом дня ДОУ, режимом питания в ДОУ, и максимально обязаны соблюдать его. В период адаптации время пребывания ребёнка в детском саду должно постепенно увеличиваться, это позволит сохранить его психоэмоциональное благополучие.