Всё чаще приоритетным направлением деятельности современные детские сады выбирают работу с детьми раннего возраста, которая предполагает взаимодействие с семьями настоящих и будущих воспитанников. Основной предпосылкой к этому служит стремление мам как можно быстрее выйти на работу после рождения ребёнка для продолжения профессионального роста и повышения семейного благосостояния. Сегодня многие родители хотят устроить малышей в детский сад, начиная с полутора или с двух лет, а иногда и раньше, т. к. считают, что для успешного интеллектуального и личностного становления ребёнка ему необходимо общение со сверстниками и раннее приобщение к развивающим играм и занятиям. Именно поэтому они заинтересованы в разностороннем качественном образовании для малышей, преимущественно в шаговой доступности от дома.
Наше ДОУ с 2010 года стало внедрять комплекс мер по созданию комфортных условий для успешной адаптации и социализации детей в детском саду. Осуществляется подобная деятельность в первую очередь путём повышения качества и расширения перечня дошкольных услуг для населения на всех ступенях дошкольного образования — от взаимодействия с семьями будущих воспитанников в раннем возрасте и до выпуска детей в школу. Выбрав общее приоритетное направление деятельности по созданию комфортных условий для адаптации воспитанников, наше ДОУ реализует его с учётом своей специфики и особенностей. Это позволяет раскрывать разные грани непростой проблемы адаптации детей и обобщать свой опыт среди коллег.
Понятие «Современная модель комфортной адаптации детей в ДОУ» в широком смысле нельзя трактовать только как этап первоначального привыкания воспитанника, недавно поступившего в детский сад. Адаптация ребёнка предусматривает приспособление к новой социальной среде и своей роли в ней. Каждому ребёнку приходится «социализироваться», т. е. учиться жить среди других людей. В детском саду он попадает в коллектив детей, где впервые самостоятельно, без помощи родителей вступает с ними и с другими взрослыми в межличностное взаимодействие. Ребёнок учится понимать других людей, получает первый опыт общения, который пригодится ему в школе и во взрослой жизни. Но не все дети в одинаковой мере готовы и физически, и психологически к этапу взросления. Общая задача и педагогов, и родителей — помочь ребёнку адаптироваться в детском саду как можно быстрее. Семейное воспитание способствует его разносторонней подготовке к поступлению в дошкольное учреждение (укреплению здоровья, развитию психологической самостоятельности и уверенности, развитию элементарных гигиенических навыков), а педагогический коллектив ДОУ создаёт максимально комфортные условия для пребывания, воспитания и развития ребёнка в ДОУ.
Успешная адаптация детей обеспечивается благодаря внедрению в практику работы педагогического коллектива комплекса мероприятий, отвечающим следующим требованиям:
- эффективное использование пространства ДОУ и специальной предметно-развивающей среды, способствующей полноценному развитию ребёнка, удовлетворяющей его двигательную и познавательную активность, обеспечивающей психическую и физическую безопасность воспитанников;
- формирование доверительного отношения родителей к ДОУ путём тесного взаимодействия с семьями, организованного на базе новых вариативных форм (семейных гостиных, родительских клубов и т. д.; предварительного ознакомления детей и родителей с условиями пребывания в дошкольном учреждении во время проведения Дня открытых дверей, знакомства с будущими воспитателями и специалистами, работающими с детьми раннего возраста;
- современное информирование родителей о необходимости подготовки ребёнка к поступлению в детский сад, по вопросам формирования у него познавательной активности, самостоятельности, умения общаться доступными ему средствами, а также оздоровления и физического развития в домашних условиях;
- обеспечение личностно ориентированного подхода всех специалистов ДОУ к каждой семье и каждому ребёнку на всех ступенях дошкольного образования.
Вот почему основная цель организации в ДОУ гостиной «Давайте знакомиться!» - создание инновационного образовательного пространства, обеспечивающего условия для повышения профессиональных психолого-педагогических компетенций и навыков, умений по внедрению их в практику работы для комфортной адаптации детей в ДОУ.
План работы гостиной имеет модульный принцип построения. Названия модулей отражают разные грани проблемы адаптации детей в ДОУ:
- комплекс адаптационных мероприятий в детском саду с семьями будущих и настоящих воспитанников осуществляется в вариативных формах (семинары-практикумы, турнир знатоков, социальные игры и т. д.);
- система работы ДОУ по профилактике и сохранению здоровья и физическому развитию детей в период адаптации охватывает различные мероприятия в режиме дня;
- психолого-педагогическая компетентность родителей формируется посредством активного общения специалистов и родителей;
- систематическое совместное музыкальное и художественное творчество детей и взрослых является эффективным средством комфортной адаптации;
- создание предметно-пространственной среды, способствующей комфортной адаптации детей в ДОУ — общая забота педагогов и родителей.
Детский сад — первый социальный институт, с которым контактируют родители, здесь начинается их педагогическое просвещение. Независимо от форм воспитания детей в ДОУ, квалификации педагога, не удастся достигнуть поставленной цели, если не обеспечить постоянную поддержку и активное участие родителей в образовательном процессе. Между тем от умения педагога взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность процесса формирования личности ребёнка.
Для того, чтобы узнать что ожидают родители от дошкольного учреждения, когда они только переступают его порог вместе с ребёнком, мы проводим анкетирование. Оказывается, что большая часть родителей не представляют себя в качестве участников образовательного процесса. Причём их точка зрения отражает позиции тех, кто:
- заинтересован в успешном развитии своих детей, но воспринимает детский сад как учреждение присмотра и ухода;
- на этом этапе не пытается решать задачи образования ребёнка, полностью перекладывая их на педагогический коллектив.
Не секрет, что современные родители — грамотные, образованные, высокого мнения о себе — зачастую позволяют себе неуважительное отношение к воспитателям групп, которые посещают их дети. Чтобы изменить мнение родителей, педагоги должны постоянно показывать, а то и доказывать свою компетентность в вопросах воспитания и образования детей. В свою очередь, это является хорошим стимулом для педагогов к повышению уровня образования и постоянному поиску новых приёмов и методов установления партнёрских отношений с родителями.
Не следует забывать, что взаимодействие воспитателей и родителей устанавливается не ради взаимодействия. Самое главное — дети. Ради их благополучия, полноценного развития и обучения педагоги совместно с родителями ищут новые формы сотрудничества, а иногда даже и взаимопомощи, чтобы обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Не менее важным является вопрос восприятия детьми окружающих взрослых: родителей и педагогов. Специальные задания для педагогов и родителей - «оценить себя как педагога и как родителя с детской точки зрения» и записать эти качества на лепестках ромашки, помогают создать идеальные портреты родителя и педагога.
Существует множество традиционных форм установления партнёрских отношений с родителями:
- тематические встречи с родителями, семинары, социальные игры-путешествия, конференции;
- ознакомление с условиями пребывания детей в детском саду в День открытых дверей, знакомство с образовательным процессом и разнообразием видов деятельности через «поляну игр», продуктивную и проектную деятельность, выставки детского творчества;
- оформление родительских уголков для оперативного информирования о событиях и представления информации по темам воспитания и развития детей, размещение информации, фото-коллажей на сайте ДОУ;
- индивидуальное и групповое консультирование родителей специалистами ДОУ;
- совместные мероприятия, праздники, досуги, литературные викторины, игры, путешествие в мини-музей ДОУ.
Но любая традиционная форма может иметь разные внешние проявления. Другими словами, всегда есть возможность, «не меняя основного вкуса, заключить конфетку в новую привлекательную оболочку». Опыт показывает, что доверительные отношения легче выстраиваются на ранних этапах знакомства с детским садом именно в период адаптации. Когда родители постепенно учатся отпускать ребёнка, оставлять в новых для него условиях, в коллективе с другими детьми и педагогом. И это очень благодатная почва для установления доверительных партнёрских отношений. Такие родители, как правило, вливаются в коллектив участников образовательного процесса и становятся единомышленниками педагогов.
Проведение совместных детско-родительских встреч, на которых дети, родители и педагоги вместе играют, танцуют, поют, оформляют коллективные творческие работы — ещё одна ступень на пути преодоления проблем в семейном воспитании. Столь интересная форма работы помогает наладить эмоциональный контакт детей с родителями, способствует формированию таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к окружающим, умение работать в команде, способность радоваться удачам других, повышает самооценку детей.
Стоит отметить, что в работе педагогического коллектива тоже отмечаются положительные изменения, которые выражаются в инициативности, отношении к поставленным целям как личностно значимым. Огромным преимуществом для педагогов является навык общения с родительской аудиторией и преодоление стеснительности и робости. Представляя молодым специалистам мастер-класс по организации детско-родительской встречи, мы демонстрируем эффективность взаимодействия с родителями как одного из условий успешной адаптации детей в детском саду.
Создание условий для комфортной адаптации детей в ДОУ будет способствовать и согласованности действий родителей и педагогов, учитывающих индивидуальные особенности ребёнка, что особенно важно в адаптационный период.

Детский сад - непросто дом,
В нём душою мы живём.
День за днём идёт работа,
Лишь о детях вся забота!