Психологические основы стандартизации дошкольного образования

  Предмет регулирования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) — отношения в сфере образования, возникающие мжду участниками данного процесса при реализации образовательной организацией основной образовательной программы дошкольного образования.
  Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции РФ, законодательства РФ и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов России при разработке и реализации образовательной программы. Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.
   ФГОС ДО представляет требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образоватльной программы дошкольного образования (ООП ДО).
  В основу стандартов дошкольного образования заложены «вечные» и неизменные законы психического и личностного развития детей дошкольного возраста и культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.

Психологической основой системы дошкольного образования является:

1.Целостное представление о ребёнке дошкольного возраста. Формируя определённый навык или умение, важно ориентироваться на целостное представление о ребёнке и учитывать психологичские закономерности развития в конкретном возрастном периоде.
2.Представление о целостной жизнедеятельности ребёнка. Ребёнок получает знания не только в процессе образовательной деятельности, но и в свободных видах деятельности, развлекательных мероприятиях. Дошкольное образование н должно ограничиваться только семьёй или детским садом. Важно взаимодействие, сотрудничество семьи и образовательной организации, учёт всех аспектов жизнедеятельности ребёнка.
3.Представления об индивидуальных траекториях развития и особенностях поведения дошкольников (что хорошо для одного ребёнка, не подходит для другого).

   С точки зрения личностного развития особую значимость представляет общение. Дошкольник должен учиться взаимодействовать со взрослыми и детьми, научиться общаться, освоив разные роли в процессе общения, приобрести опыт совместной деятельности.
  В основе этого процесса — индивидуальная деятельность ребёнка, которая обеспечиват необходимые условия для адекватного возрасту функционирования нервной системы, позволяет ему расслабляться, отдыхать от сверстников, анализировать и планировать собственную деятельность. На определённом этапе развития индивидуальная деятельность переходит в совместную дятельность детей и их общение.
    Именно общение обеспечиват ребёнку культурное развитие, т. е. то, чему человек учится, чтобы управлять собственными психичскими процессами, своим поведением. Культурный человек — это человек, который умеет управлять самим собой, собственной деятельностью.
   Итак, ребёнок должен научиться управлять своими эмоциями. Можно сказать, что это является целевой направленностью образовательных стандартов дошкольного образования.
    Рассмотрим три условия, позволяющие этого достичь:

Первое условие: родители должны стать активными партнёрами детского сада, что позволит создать диную образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимые ребёнку.

Второе условие: учитывать особенности обучения детей дошкольного возраста. Есть два вида обучения: спонтанный, когда человек учится по собственной программе, и реактивный, когда он способен обучаться по программе другого. Дошкольник учится спонтанно и в основном тому, что считает нужным и интерсн м. Взрослый должен придумывать такие ситуации, в которых у дошкольника возникат мотив обучения.

Третье условие: наличие детской игры — ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Без игры нельзя построить систему значимого для ребёнка обучения. Игра создаёт условия для формирования и развития психики и личности ребёнка.

   Современным детям очень недостаёт эмоций. У них преобладает однообразная деятельность, которую они часто выполняют почти автоматически. Чтобы малыш развивался, надо жить вместе с ним эмоционально насыщенной жизнью, что является важным фактором развития эмоционально-личностной сферы детей. Знакомясь с разнообразными чувствами, ребёнок овладевает и своими эмоциями, учится ими управлять.
   Игра обеспечивает развитие волевых качеств личности ребёнка. Участие в игре предполагает реализацию произвольного поведения. Ребёнок сам решает, играть ему или не играть, реализовывать свои личны желания и интересы или подчинять их правилам игры.
  Организуя жизнедеятельность ребёнка дошкольного возраста, необходимо целенаправленно создавать условия и ситуации, в которых он мог бы проявить волевое усилие. Работая над развитием воли, надо заниматься тем, что не получается, что трудно, при этом помогая ребёнку осмыслить его волевые усилия.
   Ещё одна психологическая закономерность, значимая для развития дошкольного образования, касается центрального новообразования дошкольного возраста — воображения. Оно возникает и развивается в игре. Другой вид воображения, не смыслового, как в игре, а объективного и предметного, развивается и реализуется в продуктивных видах деятельности.

Целевые ориентиры дошкольного образования

   Требования ФГОС ДО к результатам освоения ООП ДО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
 Целевые ориентиры дошкольного образования — это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.     Они определяются независимо от форм реализации образовательной программы ДО, а так же от её характера, особенностей развития воспитанников и видов организации, реализующей данную программу.
  Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т.ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не служат основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестации воспитанников.
   К целевым ориентирам дошкольного образования относятся характеристики развития ребёнка на этапах начала и завершения дошкольного возраста.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (7-8 лет) предполагают, что ребёнок:

-овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности-игре, общении, конструировании и др.; может выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
-уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Он способен договариваться, учитывать интересы и чувства других людей, сопереживать их неудачам и радоваться успехам, стараться разрешать конфликты;
-обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, способность к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том чыисле игровую и учебную. Творческие способности также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
-хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, желания, чувства; использует речь для построения речевого высказывания в ситуациях общения, может выделять звуки в словах, складываются предпосылки грамотности;
-подвижен, вынослив, владеет основными движениями и может контролировать и управлять ими, развита крупная и мелкая моторика; развита потребность бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
-способен к волевым усилиям в разных видах деятльности, может преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело, следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
-проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? Почему? Зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с дтской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Способен самостоятельно принимать решения, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

   Все вышеперечисленные характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса.
    Степень развития этих характеристик и способности ребёнка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьироваться у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей конкретного ребёнка.


Преемственность дошкольного и начального общего образования

 Целевые оринтиры дошкольного образования — основа преемствеенности дошкольного и начального общего образования. Они предполагают формирование у детей предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
 Преемственность предусматриват, с одной стороны, передачу детей в образовательную организацию с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает за требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые приобретены дошкольниками, и активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
  Преемственность рассматривается как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешного школьного обучения. А образовательная организация опирается на достижения ребёнка-дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Психологическая готовность к школе

   Большинство учителей начальных классов придерживаются мнения, что научить ребёнка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая и физическая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения.
   Выделяют три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребёнка к школе:
-мотивационная готовность (желание учиться);
-эмоционально-волевая и личностная готовность (способность управлять своим поведением);
-интеллектуальная готовность (способность управлять своими интеллектуальными процессами).

Мотивационная готовность подразумевает:
-развитие познавательной мотивации, непосредственно связанной с учёбой;
-потребность в интеллктуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями;
-развитие социальной мотивации-потребности в общении со взрослыми людьми и сверстниками на новом уровне;
-способность адекватно оценивать себя.

Эмоционально-волевая готовность предполагает наличие умения:
-сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия;
-ориентироваться на заданную систему требований;
-внимательно слушать говорящего, точно выполнять задания, предлагамые в устной форме;
-самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.

Интеллектуальная готовность включает:
-умение обобщать и дифференцировать в соотвтствующих категориях предметы и явления окружающего мира;
-наличие уровня интеллектуальных процессов, определяющегося умением:
-выделять существенное в явлениях окружающей действительности,
-сравнивать, выделять сходное и отличное,
-рассуждать, находить причины явлений, делать выводы;
-обучаемость:
-усвоение нового правила работы,
-перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное,
-уровень развития обобщения (напримр, роза-цветок (низкий уровень), роза-цветок-растение-живая природа (высокий уровень);
-сумму усвоенных знаний;
-речевое развитие;
-усвоение морфологической системы родного языка, ориентировку на смысл слова;
-развитие фонематического слуха (умение производить звуковой анализ слов);
-осознание словесного состава речи.

   Важна общая личностная готовность ребёнка к школе, а не специальная, связанная с областями знаний. Большую роль следует отводить ведущей деятельности дошкольника — игре. Игровая мотивация побуждат ребёнка подчиняться правилам, учитывать позицию партнёра, слушать его, формулировать свои мысли так, чтобы они были понятны другим, искать недостающую информацию, овладевать новыми умениями, приобретать адекватную самооценку.

Учителя чаще всего называют следующие проблемы детей 6-8 лет:

1.Недостаточное речевое развитие, в т.ч. Развитие речевой памяти.
2.Неполные зрительно-пространственные представления.
3.Недостаточное развитие мелкой моторики рук.
4.Недостаточное развитие внимания.
5.Недостаточное развитие произвольности поведения.
6.Нарушение формирования учебной мотивации.
7.Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия).
8.Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное поведение).
9.Высокая утомляемость.

   Наиболее успешными в школе оказываются дети со следующими характеристиками личностной сферы: жизнерадостные, активные, любознательные, способные фантазировать, сочувствовать, сопереживать, действовать сообща.
  Все способности ребёнка тесно переплетены между собой. Важно совместными усилиями (педагоги-психологи-родители) найти основную причину, которая вызывает или может вызвать у ребёнка трудности, и выработать вместе с семьёй конкретные пути решения проблемы.
   Особое внимание при определении готовности к школьному обучению уделяется факторам риска школьной дезадаптации, важнейшими из которых являются:
-педагогическая запущенность;
-отставание в психическом развитии;
-наличие лёгких органических поражений мозга (так называемая минимальная мозговая дисфункция);
-признаки гипер- и гипоактивности;
-нарушения эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность и т. д.);
-астенизация, сниженная работоспособность;
-нарушение детско-родительских отношений (один из важнейших факторов).
 Таким образом, к концу дошкольного возраста должны быть развиты физические, интеллектуальные и личностные качества личности ребёнка.
  Физические качества характеризуют физическое развитие — это сила, выносливость, гибкость, ловкость, а также антропо- и физиометрические показатели.
  Интеллектуальные качества отражают развитие интеллектуальной сферы — формирование высших психических функций, накопление социального опыта.
  Личностные качества характеризуют развитие личностной сферы — это мотивация, воля, эмоции, самооценка, морально-нравственное развитие.

   Поскольку качество задаётся как системное образование, то предложенный перечень качеств весьма условен. Для возникновения каждого из них требуется системное развитие ребёнка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное).