Прогулки-походы как средство оздоровления детей

    Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на сохранние и укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения, должна приносить ощутимые результаты.
     Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
   На фоне экологической и социальной напряженности в стране, небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством сохранения и укрепления своего здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
   Поэтому мы считаем, что проблема оздоровления детей не кампания деятельности одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения.
   Летний период — самое лучше время для того , чтобы укрепить своё здоровье. Мы рекомендуем один раз в месяц проводить прогулку – поход с детьми старшего дошкольного возраста. Такие прогулки способствуют повышению выносливости организма ребенка, устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям, учат детей преодолевать различные припятствия. Кроме того дети становятся более подвижными, ловкими, смелыми. Движения укрепляют мышечную систему, повышают жизненный тонус, а проводимые наблюдения, развивают наблюдательность, расширяют представления об окружающем, способствуют воспитанию любви к родному краю, воспитывают трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе.
   Организация прогулок-походов имеет некоторые специфические особенности. Подготовку целесообразно начать с подбора соответствующей литературы, подробного ознакомления с флорой и фауной мест предполагаемых наблюдений, географией места. Надо хорошо знать особенности климатических условий, рельефа, почвы, гидрографическую сеть.
Запомните! Каждый поход должен стать эмоционально значимым событием в жизни детей, поэтому необходимо тщательно отбирать разнообразные, интересные маршруты путешествий, обеспечивающие тесное общение с природой.
   В условиях нашего села это сделать вполне возможно. Вблизи села достаточно таких уголков, которые неповторимы и могут стать прекрасным объектом для наблюдений и частью маршрута.
Внимание! В прогулках-походах важно предусмотреть оптимальные физические нагрузки, которые должны увеличиваться постепенно с учетом здоровья и двигательной подготовленности детей.
  Физические нагрузки необходимы ребенку: они способствуют формированию всех органов и систем, созданию тех резервов организма, которые и определяют меру крепости здоровья. Из всех форм организации физического воспитания в дошкольном учреждении именно прогулки -походы позволяют наиболее объективно спрогнозировать постепенное увеличение физических нагрузок.
Следует учесть, что физическое напряжение во время похода определяется не только расстоянием и продолжительностью пути. Большое значение имеет состояние дороги, темп и качество ходьбы, включение таких интенсивных движений, как бег, прыжки, частота и продолжительность отдыха. Поэтому один и тот же маршрут может обеспечить разный уровень нагрузки.
   Одной из задач прогулок - походов является совершенствование движений в естественных условиях, обогащение двигательного опыта детей.
  Разнообразие движений, используемых ребенком в своей деятельности, является важным показателем не только его двигательного, но и общего развития. Известный физиолог Л. А. Орбели поэтому поводу писал, что очень важно с первых лет развития использовать мышечный аппарат и соответствующие ему центральные образования, для того чтобы не привыкать к трафаретным ограниченным формам движения, которые развиваются в комнатной обстановке нашей культурной жизни, а иметь возможность тренировать все соответствующие способности, заложенные природой.    Поэтому во время прогулок - походов предоставим детям возможность полной свободы движений. Уж если им посчастливиться оказаться в тундре или на берегу лимана, то пусть они вдоволь резвятся и играют, проверяя свою ловкость, крепость рук; состязаются в быстроте, силе, выносливости; перепрыгивают через канавку; бросают камешки как можно дальше. От взрослых требуется лишь одно – надежная страховка.
  Однако определенная программа в развитии движений все- таки необходима, так как важно обеспечить взаимосвязь обучения движениям на физкультурных занятиях и использования их детьми в самостоятельной деятельности.
  Планируя поход, вполне возможно запрограммировать разные виды движений: пройти обычным шагом, сбежать с горки, перепрыгнуть через ручейки, преодолеть препятствия, встречающиеся на пути и т. д.
  Таким образом., в каждом походе предусматриваются определенные движения для разучивания, закрепления и совершенствования, а также предоставляется возможность для свободной двигательной деятельности детей.
Внимание! Поход с детьми на природу требует тщательной подготовки и соблюдения техники безопасности. Прежде всего проверяется весь маршрут. Педагоги накануне похода обследует дорогу, места стоянки и игр, опрделяет расстояние и время движения. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом; продумать, какие движения целесообразнее использовать на тех или иных участках дороги с учетом естественных припятствий.
  Группу из 10-15 детей сопровождают не менее двух взрослых. Обязательно должна быть приготовлена медицинская аптечка. Педагоги должны уметь оказывать первую помощь при непредвиденных обстоятельствах.
  Хорошее настроение детей, общий успех прогулки во многом зависит от соблюдения определенных правил:
-В черте посёлка и на тротуаре дети идут в парах, строго соблюдая правила дорожного движения; а на берегу лимана или в тундре идут свободно, группируясь по своему желанию;
- Менее подготовленные дети и те, кто легко отвлекаются, идут впереди; труднопроходимые участки (кочковатая тундра, кустарник) преодолеваются в построении друг за другом на расстоянии 1 м, идущий впереди предупреждает об опасности (скрытые препятствия, ручей);
-Взрослые идут так , чтобы всех детей держать в поле зрения. Если часть детей ушла вперед, подается заранее оговоренный сигнал к остановке (свисток), по которому они должны быстро собраться;
-На месте стоянки необходимо периодически собирать детей вместе (по определенному сигналу), чтобы проверить их самочувствие, настроение;
-Дети должны знать, что в походе необходимо выполнять требования взрослых.
Внимание! Создадим у детей радостное ожидание предстоящего похода - они обязательно должны участвовать в сборах.
Выберем для походов оптимальное время в распорядке дня, продумаем сочетание разных видов деятельности с содержанием прогулки.
Время прогулок-походов, как и других видов деятельности, в дошкольных учреждениях регламентируется распорядком дня. Вряд ли здесь необходим жесткий подход. Если ему следовать, то общение с природой будет подчинено единственному времени дня. С 9 до 12 часов и многие замечательные природные явления, оставляющие в душе человека неизгладимый след, останутся для детей неизвестными. Дети должны видеть природу и в раннее утро, когда жемчугами сверкают капли росы, и в дремотный полдень, и во время вечерней прохлады. Поэтому прогулки-походы целесообразно проводить в разное время суток. В дни походов мы стараемся привлечь родителей. Они готовят рюкзаки вместе с детьми и по рекомендации педагогов подбирают содержимое.
Прогулка-поход рассматривается как:
-Одна из форм физкультурно-оздоровительных занятий (сюжеты «Мы туристы», «Путешествие к хозяйке тундры», «В гости к морю»);
-Активный отдых;
-Интегрированная деятельность, в которую включаются задачи по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, экологией и трудом.
Запомните! Прогулка - поход состоит из следующих основных, равнозначных, взаимосвязанных между собой частей: дороги до места стоянки, отдыха и игр на стоянке, дороги обратно.
Первая часть похода несёт основную нагрузку, поэтому предусмотрим все до мелочей. Прежде всего определим виды движений, их чередование, меру сложности в зависимости от цели маршрута.
Ходьба - самый привычный и естественный способ передвижения человека. Она представляет собой сложный комплекс движений, включающих в работу до 50% всей мускулатуры тела, причем основная нагрузка падает на наиболее крупные мышцы ног. Это обстоятельство делает ходьбу хорошим оздоравливающим и тренирующим средством.
Будем внимательно следить:
-За качеством движений; осанкой детей: туловище надо держать прямо, без напряжения, смотреть вперед, чтобы припятствия впереди можно было увидеть зараннее;
-За дыханием: пока ребенок дышит носом, нет необходимости беспокоиться о физических перегрузках. Как только начинается дыхание через рот - нагрузку надо снижать;
-За поведением и настроением каждого – капризы, раздражительность, вялость могут свидетельствовать о наступающем утомлении. В этом случае надо поддержать ребенка, взять его за руку, предложить сменить темп, вид движения.