Отводим ребенка в детский сад

Детский сад для ребенка – это в первую очередь возможность общения с детьми своего возраста. Мальчики и девочки, воспитываясь в коллективе вместе, приобретают представление об адекватных половозрастных отношениях. Это особенно важно для тех ребятишек, у которых нет братьев и сестер или они находятся дома в кругу детей своего же пола.
В детском саду малыш поучаствует в коллективных играх, чего не сможет дома. Попробовав то или иное занятие, выберет понравившееся или под руководством воспитателя будет им заниматься. Это могут быть лепка из пластилина, рисование, аппликация, музыкальные занятия и др. В садике у методиста вы сможете ознакомиться с учебно-воспитательной программой, по которой будут заниматься с вашим малышом.
Садик меняет ребенка. В группе детей он будет делать то, что у себя дома отказывается выполнять. Очень часто дети, считающиеся дома тихонями, в саду пробуждаются, раскрепощаются. Положительно сказываются на здоровье ребенка и на воспитании в его характере собранности, организованности режим дня, который должен соблюдать малыш в детском садике.

Разумеется, важно не то, какие преимущества имеет детский сад, а способен ли ребенок его посещать.
Если малыш соглашается ненадолго отпустить маму от себя, это один из признаков того, что ребенок сможет посещать детский сад; но если ему по-прежнему необходимо держать маму постоянно в поле зрения, тогда обходиться без родителей он еще не может.
Другой признак, говорящий о готовности ребенка посещать детский сад, - это проявление интереса к другим детям, которых он видит на улице.
Однако помимо чисто психологических моментов надо обратить внимание на более практические вещи. Например, ребенок должен уметь сам есть, одеваться и проситься на горшок. Несмотря на то, что в нормальном дошкольном учреждении вполне спокойно относятся к «аварии», самому ребенку это будет крайне неприятно.

Социальные и гигиенические навыки
Что необходимо знать и уметь малышу, когда он идет в д/сад:

- малыш должен уметь самостоятельно есть из тарелки не только котлету, но и суп, пить из чашки, пользоваться салфеткой;

- он должен знать, что перед едой следует мыть руки, и уметь вытирать их насухо полотенцем;

- ребенок должен быть приучен проситься в туалет или на горшок и уметь аккуратно обращаться с умывальником и туалетом;

- ребенок должен сам себя обслуживать: снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку, складывать одежду;

- малышу будет легче, если он научится внятно, не торопясь, отвечать на элементарные вопросы;

- ребенок должен различать и называть предметы мебели, одежды, посуды.

Другими словами, готовя ребенка к детскому саду, необходимо сформировать у него некоторые социальные и гигиенические навыки. И роль родителей в этом невозможно переоценить. Малыш охотно и энергично повторяет за эмоционально значимым для него человеком жесты, манеру, слова. Используйте эту особенность возраста в играх, направленных на умение взаимодействовать с другими людьми.
Следует учесть, что у детей 3-4 лет подражание может быть как примитивным, напоминающим механическое копирование, так и точным, ярким.
К концу четвертого года жизни ребенок способен приобрести такие нравственно-волевые качества личности, как способность не пугаться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели, помогать другим, соблюдать правила игры.
В три года ребенок заявляет о себе как личность, он стремится стать независимым, все хочет делать сам, поэтому освоение навыков самообслуживания приобретает для него важнейшее значение, освоив их, малыш чувствует свою самостоятельность.
К тому же в д/саду воспитатель не сможет уделять ему столько внимания, сколько мама, а значит, многие вещи ребенку придется делать самому.
Все навыки и хорошие привычки легко усваиваются в играх. Вы можете и сами позаниматься со своим ребенком. При этом необходимо проговаривать все действия, наполняя их смыслом.
Обучая ребенка навыкам самообслуживания и общения со взрослыми и детьми, ориентируйтесь на режим дня (с учетом возраста малыша, разумеется), введенный в детском садике, это поможет ему приспособиться к новой обстановке.
Представляем таблицу, где отражены основные социальные навыки, которыми должен обладать ребенок 3-4 лет. В правой колонке предлагаем вам отмечать время появления первой реакции у вашего ребенка.

№ п/п Навыки Возраст проявления (в годах) Время появления 1-й реакции
1 В присутствии взрослых ведет себя в соответствии с принятыми нормами. 3
2 Играет в простые игры с другими детьми. 3
3 Знает свои имя, фамилию, возраст. 3
4 Начинает осознавать, что не похож на других людей. 3
5 Начинается сюжетно-ролевая игра с проигрыванием (Я – доктор и т.д.). 3
6 Соблюдает правила игры, если напоминают об этом. 3
7 Играет в одиночку по собственной инициативе 15 минут. 3
8  Играет с 2-3 детьми, часто взаимодействует с ними 15 минут. 3,5
9  Устойчиво выполняет 3 правила поведения в группе. 3,5
10  В присутствии взрослых ведет себя в соответствии с правилами. 3,5
11  Знает имя и отчество воспитателей. 3,5 
12  Ждет или откладывает исполнение желания на 5 минут. 3,5
13 Играет в простые настольные игры. 4
14 Разрешает конфликты со сверстниками, пользуясь приемами убеждения и обсуждения. 4
15 Имеет представление о труде взрослых, с которыми сталкивается (дворник, шофер, врач), о некоторых действиях этих людей (врач лечит, повар готовит).
16 Имеет представление о праздниках (Новый год, день рождения, мамин день).
 

В таблице даны основные навыки гигиены, которыми в 3-4 года ребенок должен обладать. 

№ п/п Навыки Возраст появления (в годах) Время появления 1-й реакции
1 Помогает убирать со стола. 3
2 Перекладывает что-либо из одной емкости в другую. 3
3 Ест сам, но наливает неаккуратно. 3
4 Пользуется вилкой и ложкой. 3
5 Сам моет руки с мылом. 3
6 Под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на горшок, надевает сам). 3
7 Застегивает и расстегивает большие пуговицы. 3
8 Надевает обувь. 3
9 Расстегивает и застегивает молнию (не вставляя). 3
10 Благодарит после еды без напоминания. 3
11  Сам пьет из посуды или из-под струи. 3,5
12 Сам пользуется туалетом. 3,5
13 Чистит зубы под присмотром. 4
14 Зашнуровывает ботинки. 
15 Сам сморкается или просит, чтобы ему помог кто-нибудь из взрослых. 
16 Вставляет и застегивает молнию.